Открытие метро в Ленинграде

Проекты сооружений, напоминающих метрополитен, предлагались в Санкт‑Петербурге еще в начале XIX века. Первым таковым в 1820 году был проект тоннеля под Невой, соединяющий Васильевский остров с Адмиралтейской стороной. Но Александр I отклонил проект, отдав предпочтение плашкоутным (наплавным) мостам.

Позже были представлены детальные проекты сооружения подземной железной дороги, соединяющей разные берега города, но они также не нашли отклика у императора - вместо нее в 1855 году соорудили Николаевский (Благовещенский) мост, который снял строительство тоннелей с повестки, однако вскоре транспортная проблема стала вновь актуальной.

К концу XIX века строительство метрополитена в столице Российской империи начало обсуждаться всерьез. Были разработаны проекты как подземной магистрали, так и на эстакадах через весь город.

Противодействие городских властей, желавших взять этот вид транспорта под свой контроль, в конечном итоге стало одной из причин того, что проект метрополитена тогда так и не был осуществлён.

В советском Ленинграде к идее строительства метро вернулись лишь в 1938 году, после строительства первых очередей московской подземки.

Работы по строительству метрополитена начались в феврале 1941 года, но с началом Великой отечественной войны все работы были остановлены, а шахты законсервированы.

1955 год

15 ноября 1955 года от станции «Автово» до «Площади Восстания» отправился первый поезд. Для отделки станции «Площадь Восстания» не пожалели материалов: красный мрамор везли из Грузии и с Урала, стены украсили барельефами, посвященными ключевым событиям 1917 года.

Протяженность первой линии составила 10,8 км. А пассажиров перевозили составы из четырёх вагонов типа Г.

В этом же году была введена в эксплуатацию первая очередь электродепо «Автово», а курсы по обучению рабочим профессиям на базе школы паровозных машинистов Октябрьской железной дороги выпустили первых специалистов Ленинградского метро.

Созданы Объединённые мастерские метрополитена. Впоследствии были организованы около 20 участков и отделений: механосборочное, станочное, шлифовальное, термическое, гальваническое, инструментальное, ремонтно-хозяйственное. На мастерские возложили обязанности по ремонту перекрывателей эскалаторов, масляных трансформаторов, ртутных выпрямителей и проч.

В город стали поступать первые вагоны новой серии «Д».

Дата изменения: 26 декабря 2023