Первый общественный транспорт

1830 год

Омнибус - вместительная карета на 10-16 человек и первый полноценный общественный транспорт в Санкт‑Петербурге, так как до его появления люди перемещались по городу на каретах или ходили пешком.

Омнибус (в переводе с латинского «для всех») был рассчитан на пассажиров, не имеющих возможности воспользоваться услугами частных извозчиков.

Первые петербургские омнибусы представляли собой сезонный транспорт, который в теплое время года за скромную плату доставлял пассажиров от Казанского моста к Крестовскому острову или Старой Деревне.

Несмотря на доступность, проезд на омнибусах не отличался удобством: в них постоянно было много людей и тесно. Горожане даже называли транспорт словом «обнимусь» - из-за того, что люди в нем «оказывались в объятиях друг друга».

Спустя 17 лет, в городе было открыто несколько маршрутов омнибусов. В зависимости от маршрута кареты окрашивали в различные цвета: малиновые ходили от Дегтярной улицы до Петербургской (ныне - Петроградская сторона), синие - от Бассейной улицы (ныне - улица Некрасова) до Покровской площади (ныне - площадь Тургенева).

С ростом пассажиропотока было решено устроить на крыше омнибусов «второй этаж», который называли империалом, но даже двухэтажные омнибусы были постоянно переполнены.

1863 год

Конка - трамвай на конной тяге. Первый удобный вид общественного транспорта Петербурга: доступный по цене и комфортный для горожан.

27 августа 1863 года по Невскому проспекту побежали первые вагоны конки с пассажирами.

Первый маршрут пролегал от Площади Восстания по Невскому пр. до Адмиралтейского пр.

Для тех, кто пользовался конно-железными дорогами, действовали специальные правила: входить в вагон и выходить из него разрешалось только на местах остановки или, когда он ехал не очень быстро и обязательно справа по ходу движения. Такие порядки помогали обезопасить горожан от попадания под лошадей встречного направления.

Протяженность первых коночных линий достигала 12 км. Первый коночный парк открылся на Лиговском канале д. 40, рядом с Николаевским вокзалом (в то время Лиговский пр. представлял собой канал и две набережных по краям).

За первый год эксплуатации конка перевезла 1,5 млн человек, а в следующем - уже 2 млн. Вагоны были оборудованы империалом - вторым открытым этажом, на который, сперва, вела лестница, расположенная на стенке вагона.

В зависимости от того, где ехал пассажир - на крыше или внутри вагона - он платил разную цену. Проезд на империале был дешевле и стоил 3 копейки, так как люди ехали практически на улице: у второго этажа не было крыши, которая защищала бы их от осадков. Считалось, что места на империале - для пассажиров второго класса. А вот пассажиры первого класса за комфортный проезд внутри салона платили уже 5 копеек.

С 1875 года по 1877 год протяженность конно-железной дороги значительно увеличилась - к 1877 году в городе действовало уже 25 маршрутов. Ежегодно конка перевозила миллионы пассажиров. При этом ее скорость была всего 8 км/ч (при скорости пешехода около 4 км/ч). Горожане даже шутили: «Конка, конка, догони цыпленка».

В 1880-е годы для ускорения движения на некоторых маршрутах начали прокладывать двойные пути.

Конка обслуживала горожан вплоть до 1917 года.

Сегодня напротив станции метро «Василеостровская» можно увидеть памятник «конному трамваю», а в Экспозиционно-выставочном комплексе СПб ГУП «Горэлектротранс» - реплику коночного вагона.

В 2024 году петербургской «конке» исполнится 161 год.

1882 год

Паровик - маленький локомотив, который вез за собой несколько коночных вагонов с пассажирами.

Первый паровик появился в городе в 1882 году. Первая линия протянулась от Знаменской площади к Александро-Невской лавре и далее по Шлиссельбургскому пр. Несколько лет спустя, в Петербурге начала свою работу ещё одна линия паровой железной дороги.

Поначалу паровые поезда состояли из двух-трех вагонов, а затем - из четырех. Летом на линию выпускали открытые вагоны - без стенок.

Ехать на таких платформах было некомфортно из-за копоти и искр, летящих из паровозной трубы. Среди рабочих они получили прозвище «дымопырки».

В 1922 году паровики перестали работать в городе.

70-90-е годы XIX века 

В 70-х годах XIX века русский инженер Фёдор Пироцкий начал проводить первые опыты по запуску вагона на электрической тяге. Проходило это на заброшенной железнодорожной ветке у станции «Сестрорецк».

22 августа 1880 года в 12 часов дня в Санкт‑Петербурге, на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка состоялся показательный заезд на «вагоне, идущем по рельсам, двинутом электрической силою».

Бывшему коночному вагону № 114 было суждено стать одним из первых в мире электрическим трамваем.

Но несмотря на то, что опыты увенчались успехом, владельцы обществ конно-железных дорог не поддержали новшество. Переоборудование конной дороги в электрическую требовало вложения немалых средств, а дополнительных выгод для владельцев «конножелезки» электрический трамвай не нес. Кроме того, по существовавшему контракту монополистов
с городом запрещалось вводить иные виды тяги на существующих или вновь проложенных линиях.

Вместе с тем в 90-е годы XIX века, 19 (31) января 1895 года, «Товарищество для эксплуатации электричества М.М.Подобедова и К°» проложило по льду замёрзшей реки три линии, соединившие Сенатскую площадь с Васильевским островом, Дворцовую набережную с Мытнинской и Суворовскую площадь с Выборгской стороной.

И по ним поехал ледовый трамвай - первый трамвай на электрической тяге, который начал работать в Петербурге.

Трамвайные вагоны получали питание от контактной сети, которая крепилась на деревянных столбах. Сами же опоры были вморожены в лед.

Ледовый трамвай пользовался большой популярностью и перевозил за сезон до 900 тысяч пассажиров. Он проработал в городе до 1910 года.

В 1902 году по истечении срока действия контракта городского правительства с обществом конно-железных дорог вся транспортная инфраструктура вместе с подвижным составом были переданы в ведение города, и в Петербурге началось проектирование будущей трамвайной системы.

 

Дата изменения: 26 декабря 2023