Работа общественного транспорта Ленинграда в период Великой Отечественной войны

1941-1945 годы

Работа автобусов и троллейбусов

С самого начала блокады работники ленинградского троллейбуса мужественно продолжали трудиться, несмотря на обстрелы, постоянные обрывы проводов, повреждения проезжей части.

Лишь 8 декабря 1941 года из-за перебоев с электроэнергией, а также снежных заносов движение троллейбусов в Ленинграде прекратилось. Готовился к реализации проект пуска троллейбусного движения по «Дороге жизни», по льду Ладожского озера, зимой 1942-1943 гг., однако он не был реализован в связи с успешным завершением операции «Искра» и прорывом блокады Ленинграда.

Троллейбусное движение по городу было возобновлено только 24 мая 1944 года. Троллейбусы пошли от Сызранской улицы до Адмиралтейского проспекта. Первые машины, выпущенные на улицы, были окрашены в красный цвет. Стоит отметить, что восстановленная сеть была подвергнута серьёзной модернизации: вместо роликов на троллейбусных штангах теперь стояли угольные щётки или, как тогда говорили - «скользуны». Они были значительно дешевле в производстве и не требовали столь частой замены.

В период Великой Отечественной войны пассажирские автобусные перевозки тоже были сокращены. Часть автобусов была передана в действующую армию, часть была переориентирована на помощь тыловикам.

А с началом блокады перед автобусными парками города была поставлена задача эвакуации населения из блокадного Ленинграда. 

В тяжелейших условиях зимой 1942 года по льду Ладожского озера было вывезено более 500 тысяч человек.

Регулярное автобусное движение возобновилось в Ленинграде 1 августа 1945 года.

Блокадный трамвай

Накануне Великой Отечественной войны ленинградское трамвайное хозяйство имело самые лучшие показатели за все время своего существования. Ежедневно по 42 маршрутам курсировали 750-800 поездов (1835 вагонов). Маршрутная сеть насчитывала свыше 700 км и соединяла все районы города таким образом, чтобы обеспечить пассажирам поездки без пересадок.

В начале 1941 года началось строительство ряда новых линий и проектирование сразу нескольких парков.

Но с началом войны более 4,5 тысяч сотрудников Трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) было мобилизовано. На их рабочие места пришли женщины и подростки, вернулись производственники, находящиеся на пенсии. Квалификация многих новых работников была невысока, и опыт приходилось приобретать уже на производстве, в суровых условиях войны и блокады.

Изменилась и специфика работы ТТУ. Ленинград был крупным медицинским центром, куда привозили большое количество раненых. От санитарных поездов к больницам и госпиталям их доставляли на трамваях. Под эти цели часть «Американок» переоборудовали в санитарные вагоны: салон освободили от сидений, вместо них появились кронштейны в три яруса - для носилок, в вагонах провели отопление и установили баки с горячей водой, чтобы оперативно оказывать первую помощь пострадавшим.

Грузовые трамваи тоже работали в усиленном режиме: доставляли к станциям железных дорог оборудование, предназначенное к эвакуации, возили сырье и топливо для заводов и фабрик, продукты в магазины и песок для нужд литейного производства. 

К концу ноября 1941 года из-за перебоев в подаче электроэнергии, разрушения контактной сети и снежных заносов участились перерывы в трамвайном сообщении.  

8 декабря 1941 года регулярное трамвайное движение, как и троллейбусное, прекратилось. Были упразднены 8 трамвайных маршрутов. Но отдельные вагоны еще двигались по ленинградским магистралям.

А 3 января 1942 года из-за отключения напряжения последние трамвайные поезда замерли на заснеженных улицах осажденного города.

В самую суровую блокадную зиму ленинградцы были вынуждены добираться до работы пешком, а в нечеловеческих условиях голода и страшного холода преодолевать даже самые небольшие расстояния людям было крайне тяжело. Городу был необходим трамвай. Тогда все силы работников Трамвайно-троллейбусного управления были брошены на восстановление трамвайного движения.

Чтобы вновь открыть грузовое и пассажирское трамвайное движение было восстановлено примерно 150 км контактной сети - почти половина сети города.

8 марта 1942 года на линию вернулись первые грузовые трамваи.

А 15 апреля 1942 года возобновилось пассажирское трамвайное движение. Это стало настоящим праздником для жителей осажденного города. Ведь на протяжении всей блокады ленинградский трамвай оставался единственным видом общественного транспорта, который продолжал свою работу, не считая короткой паузы.

Трамвайно-троллейбусное управление в тот период возглавлял Михаил Хрисанфович Сорока - «командир блокадного трамвая». Именно благодаря его труду и управленческому таланту в период блокады после четырёхмесячного перерыва восстановилось трамвайное движение. При непосредственном участии Михаила Сороки был проложен высоковольтный кабель по дну Ладоги, который вернул электроэнергию в осажденный город. А также были разработаны: новая конструкция системы охлаждения тяговых подстанций и проект троллейбусной линии для перевозки грузов по льду Ладожского озера.

Поначалу было открыто 5 маршрутов, пролегающих по диагонали через весь город, чтобы пассажиры могли добраться в любой район всего с одной пересадкой. Для предотвращения вражеских ударов по остановкам их переносили вглубь улиц или к укрытиям, периодически меняя расположение.

В 1943 году были проложены новые маршруты, в том числе подвозочные на окраинах: до подсобных хозяйств и огородов.

К 1944 году заработало еще 9 маршрутов, а к 1 января 1945 года их было уже 20 - в городе ежедневно работало 850 вагонов.

В 2024 году Санкт‑Петербург отметит 82-ую годовщину запуска трамвайного движения в блокадном Ленинграде. Также в 2024 году исполнится 121 год со дня рождения Михаила Хрисанфовича Сороки.

Сегодня на рельсах, ведущих из Ленинградского сквера к нынешнему Трамвайному парку № 8, стоит памятник блокадному трамваю - вагон модели МС. Вагоны этой модели в самые тяжелые годы войны работали на улицах Ленинграда. 10 таких трамваев в сентябре 1941 года перегородили Петергофское шоссе - они стали последним рубежом обороны.

Дата изменения: 26 декабря 2023