Развитие водного, железнодорожного и воздушного транспорта

Водный транспорт

Санкт‑Петербург задумывался Петром I как морской, портовый город и строился по образцу Венеции и Амстердама. В городе было создано множество портов и пристаней. Вдоль всего берега располагались причалы, а все крупные предприятия имели обязательный выход к воде.  

Первый морской порт Санкт‑Петербурга располагался возле Троицкой площади на Петроградской стороне. Рядом с ним находились гостиный двор и таможня. Началом регулярной деятельности порта считается 1713 год.

В 1733 году порт и таможня были перенесены на стрелку Васильевского острова.

В течение XVIII-XIX веков Невская гавань была центром деловой активности, здесь совершали сделки русские купцы и иностранцы, привозившие свои товары в Петербург.

До середины XIX века Петербург практически обходился без массового пассажирского транспорта, за исключением паромных переправ через Неву.

В ноябре 1815 года в Санкт‑Петербурге на воду был спущен первый в России пароход, а в июне 1824 года открылось внешнее пароходное сообщение.

В мае 1885 года был торжественно открыт для судоходства Морской канал - это положило начало работе Петербургского Морского порта. На сегодняшний день это крупнейший порт на Северо-Западе России, площадь его акватории - 164,6 кв. км.

К началу ХХ века число портов и причалов позволяло по отдельности осуществлять грузовые и пассажирские перевозки внутри Петербурга по рекам и каналам, а также за его границами.

До постройки автомобильной магистрали Санкт‑Петербург - Москва, взаимодействие между городами производилось через Верхневолжскую водяную систему по реке Неве.

Важное место в городской транспортной инфраструктуре всегда занимали и маршруты экскурсионных и прогулочных судов.

Традиция «речных трамваев», курсирующих параллельно с другими видами общественного транспорта, насчитывает в России почти столетие.

В конце XIX - начале XX века речной транспорт был на пике популярности. Жители города активно пользовались им для поездок из одной части города в другую.

Сохранял популярность водный транспорт и в советские времена. Росло население города, а вместе с ним и пассажиропоток. 

В 1960-1970-е годы в Ленинграде начинают курсировать «Метеоры» - быстроходные суда на подводных крыльях.

В 1974 году открылся Речной вокзал. С пристани ходили паромы до городов Волго-Балтийского водного пути и Валаама.

В 1982 году для приема круизных и паромных грузопассажирских судов был открыт Морской вокзал.

В 1990-е годы массовое производство «Метеоров» было остановлено: они стали дорого обходиться в обслуживании и больше не могли использоваться в качестве общественного транспорта. Модернизировать и сохранить уникальные суда на подводных крыльях удалось в Санкт‑Петербурге: сегодня они продолжают выполнять рейсы в Петергоф и Кронштадт.

В 2008 году в Петербурге был запущен новый проект водного общественного транспорта - «Аквабус». До 2013 года в городе функционировало три линии: Приморская - от Арсенальной набережной до Приморского проспекта, Центральная - от Университетской набережной до Свердловской набережной, Невская - от Свердловской набережной до Рыбацкого проспекта. В 2015 году проект закрылся.

Железнодорожный транспорт

30 октября (11 ноября) 1837 года между Петербургом и Царским Селом открылась Царскосельская железная дорога - первая железная дорога в России. Линия была пассажирской и начиналась на вокзале, сегодня носящим название Витебский.

После успеха первой железной дороги было начато строительство линии Санкт‑Петербург - Москва, для которой в 1847 году был открыт Николаевский (ныне - Московский) вокзал, обслуживавший первый участок Петербург - Колпино, продлённый в 1849 году до Чудово и в 1851 года - до Москвы.

 В 1853 году был открыт участок от Варшавского вокзала до царского дворца в Гатчине, а в 1857 году - от Балтийского вокзала до царского дворца в Петергофе. Петергофская железная дорога в 1859 году была развита до Красного Села, а в 1864 году - до Ораниенбаума.

С этих пор и до конца XIX века, дальнейшее развитие железнодорожных путей на южном, левом берегу Невы носило промышленный характер - велось строительство соединительных ветвей, путей Морского Порта, складов, грузовых станций, Путиловского, Балтийского и других заводов.

В 1870 году железные дороги пришли на северный, правый берег Невы: были открыты Финляндский вокзал и линия до Хельсинки, принадлежавшие Финляндским железным дорогам.

В 1892 году открылся Охтинский вокзал с Ириновской линией до Борисовой Гривы, а в 1894 году - Приморский вокзал с Сестрорецкой линией (с ответвлением до Озерков, в 1948-1990 годах использовавшимся в качестве Детской железной дороги).

В 1905 году было построено ответвление от Обухово в сторону Вологды, а в 1917 году - от Кушелевки в сторону Хийтолы. К этому моменту формирование линий, используемых для пассажирских перевозок в Петербурге, завершилось (за исключением существовавшей в 1930-1960-х годах линии Пушкин - Колпино для рабочих Ижорского завода).

До строительства Финляндского железнодорожного моста, железные дороги правого и левого берегов Невы соединены не были - такая возможность появилась только в 1913 году со строительством соединительной ветви между финляндскими и русскими железными дорогами.

Электрификация пригородных направлений Петербурга началась в 1933 году и полностью завершилась к 1967 году. Современная маршрутная сеть пригородных электропоездов сложилась только к 1989 году после электрификации участка Вырица - Оредеж с незначительной корректировкой в 2003 году с открытием Ладожского вокзала.

Воздушный транспорт

Карта авианаправлений из Ленинграда начала развиваться в 1932 году. 3 января 1932 году открылись авиалинии Москва-Ленинград. На строящемся аэродроме «Пулково» приземлился первый четырехместный пассажирский «Дорнье-Меркур».

24 июня 1932 года официально считается днем рождения аэропорта «Пулково». Газета «Известия» писала об этом событии: «24 июня на посадочную площадку ленинградского аэропорта спустились первые два самолета с пассажирами и почтой из Москвы». Между столицами началось регулярное авиасообщение».

Первыми на линию вышли советские восьмиместные самолеты К-5. Рейс из Ленинграда в Москву К-5 выполнялся за 3 часа 35 минут. Максимально самолет мог развить скорость до 206 км/ч.

В 1933 году началось активное развитие региональных перевозок. Советские самолеты полетели в Петрозаводск, Чагоду, Пудож и Ухту, Архангельск, Витебск, Киев и Мурманск.

В 1936 году заложено здание аэровокзала, обновлен парк. Стали использоваться усовершенствованные более вместительные и быстрые самолеты Г-2, ПС-40 и ПС-84. Их скорость была выше 290 км/ч.

В годы Великой Отечественной аэропорт стал линией фронта, авиаотряд был перебазирован. Летчикам доверяли самые необычные и ответственные задания.  Воздушный мост блокадного города действовал безотказно.

После полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в 1944 году летчики транспортной авиации приступают к мирным перевозкам. В 1945 году - в год окончания Великой Отечественной Войны - авиаторы северного управления перевезли 12 000 пассажиров и сотни тонн грузов.

Начинает активно развиваться авиастроение: советская промышленность производит поршневые Ил-12 (26 мест) и Ил-14 (от 18 до 36 мест).

В марте 1951 года было открыто новое здание аэровокзала.

С 15 апреля 1959 года рейсы в Ленинград выполняют реактивные Ту-104 (до 100 мест). В 1970-х годах на смену поступили более современные самолёты Ан-24, Як-42, Ту-134, Ту-154, транспортный Ан-12.

В апреле 1973 года был открыт новый терминал аэропорта, созданный по проекту архитектора Александра Жука. Планировочное решение содержало много инноваций, направленных на улучшение обслуживания пассажиропотоков. В основу сооружения была положена концепция единого центрального пространства операционного зала, основой которого служат пять железобетонных грибовидных опор, завершающихся световыми фонарями. Они стали главной архитектурной темой всего сооружения, формируя интерьер главного зала, объемное пространство и характерный силуэт всего здания.

В 1974 году Ленинградский аэропорт получил новое имя - «Пулково». 

В середине первого десятилетия XXI века принимается решение о масштабной реконструкции аэропорта «Пулково».

В декабре 2013 года для пассажиров в тестовом режиме открывается новый терминал «Пулково».

Сегодня карта авианаправлений – это целая сеть российских и зарубежных городов. Самолеты из Петербурга ежедневно преодолевают тысячи километров и могут доставить пассажиров в любую точку мира.

Эксплуатируются самолеты серии Boeing-737, 747, 757, 767, 777, которые могут преодолевать расстояние до 5700 км без дозаправки и перевозить более 530 человек и до 128,5 тонн груза. В использовании также самолеты Airbus-319, 320, способные двигаться до 25 часов, имеют вместительность до 555 пассажиров и до 3200 кг груза. Sukhoi SuperJet перевозит более 100 пассажиров и груз до 12 000 кг.

Дата изменения: 26 декабря 2023