Внедрение Новой модели транспортного обслуживания пассажиров

В 2022 году реализован один из главных этапов развития транспортного комплекса Санкт‑Петербурга - внедрена Новая модель транспортного обслуживания пассажиров (НМТО). Главная цель - переход на принципиально новый единый стандарт качества в области пассажирских автобусных перевозок. Для этого Санкт‑Петербург поэтапно отказался от морально устаревших и небезопасных «маршруток» - они были заменены на современные комфортабельные и экологичные автобусы.

Реализация НМТО проводилась в несколько этапов:

1 этап – с 1 апреля 2022 года: на 97 городских маршрутов вышли 864 социальных автобуса, которые заменили часть «маршруток»;

2 этап – с 1 июня 2022 года: еще на 94 маршрута вышли 693 новых современных автобуса;

3 этап – с 15 июля 2022 года: «коммерческий» транспорт полностью заменен на «социальный».

Основные задачи НМТО, которые были достигнуты:

  • создание разветвленной маршрутной сети;
  • распространение льгот для пассажиров на все виды общественного транспорта;
  • доступность для всех категорий пассажиров, в том числе маломобильных, за счет низкого уровня пола автобусов;
  • внедрение бесконтактной и бескондукторной оплаты банковскими картами и новых льготных тарифов;
  • работа общественного транспорта по графику;
  • отказ от остановок по требованию;
  • предсказуемость: каждый автобус отображается в сервисах информирования, в том числе в 2GIS, Яндекс-картах, на Портале общественного транспорта;
  • усиленный контроль за работой водителей.

Сегодня на городских автобусных маршрутах работают пять перевозчиков: один государственный - ГУП «Пассажиравтотранс» и 4 негосударственных - ООО «ВЕСТ-СЕРВИС», АО «Третий парк», ООО «Домтрансавто», ООО «Такси».

Негосударственные перевозчики работают по брутто-контрактам, заключенным по результатам открытых конкурсных процедур. Согласно их условиям, вся собранная с пассажиров выручка перечисляется в бюджет города, а Правительство оплачивает выполнение рейсов по маршрутам. Таким образом, перевозчик получает оплату за фактически выполненную транспортную работу по расписанию, а не за количество перевезенных пассажиров.

В рамках перехода на НМТО был также полностью обновлен автобусный парк негосударственных перевозчиков - ими взамен маршруток закуплено свыше 2800 комфортабельных автобусов различных классов вместимости.

15 ноября 2022 года обновление подвижного состава полностью завершено.

Благодаря этому Санкт‑Петербург сегодня - лидер среди регионов России по количеству автобусов на газомоторном топливе, задействованных в транспортном обслуживании населения.

Весь новый подвижной состав не старше 2021 года, современный, низкопольный и экологичный - на газомоторном топливе. Автобусы оборудованы системами климат-контроля, обеспечения безопасности и информирования пассажиров и оснащены системой видеонаблюдения и видеорегистрации; тревожной кнопкой для связи с диспетчером и автоматической системой обнаружения пожара. Присутствуют аппаратура спутниковой навигации (ГЛОНАСС) - для мониторинга движения транспортного средства и контроля скорости.

Кроме того, в рамках внедрения НМТО была полностью переработана и актуализирована маршрутная сеть, запущено почти 100 новых автобусных маршрутов, еще в отношении 120 маршрутов изменены трассы следования, создано более 450 новых остановочных пунктов.

Маршрутная сеть была сформирована с учетом фактической потребности в пассажирских перевозках, охвата максимального количества улиц, на которых расположены социально значимые объекты и крупные пассажирообразующие пункты, а также с учетом исключения дублирования трасс маршрутов и сохранения наиболее востребованных маршрутов согласно обследованию пассажиропотоков и социальной значимости.

При разработке новой маршрутной сети также учитывалось, что на наиболее протяженных маршрутах поездки от начального и до конечного остановочного пункта носят единичный характер.

Количество рейсов, выполняемых в «социальном» режиме, после внедрение НМТО, увеличилось на 42%, а пассажиропоток на наземном транспорте вырос на 14%.

На всех автобусных маршрутах теперь действуют все виды проездных билетов, включая льготные (карты учащегося, студенческие, пенсионные, бесплатные проездные документы инвалидов, детей сирот, детей из многодетных семей и потерявших кормильца) и многоразовые проездные билеты (Единый электронный билет, единые проездные билеты на месяц, суточные и проездные билеты на 90 минут). Также обеспечена возможность оплаты проезда с помощью банковской карты.

С 1 апреля 2022 года запущены два абсолютно новых вида оплаты проезда:

  • разовый проездной билет на базе QR-кода;
  • пересадочный тариф «60 минут», по которому стоимость поездки
    в наземном транспорте в течение часа при оплате картой «Подорожник» в 2024 году составит: 1-я поездка - 44 рубля, 2-я поездка - 10 рублей, а 3-я и последующие поездки - бесплатно.

Всего на маршрутной сети работают порядка 5000 автобусов, из них свыше 3000 - на газомоторном топливе, и 9 515 профессиональных водителей.

Для получения пассажирами оперативной информации о движении городского общественного транспорта в 2022 году запущен Портал общественного транспорта (transport.orgp.spb.ru), который объединил актуальную информацию о действующих маршрутах Санкт‑Петербурга, а также сведения о перевозчиках, остановочных пунктах и тарифах на проезд.

При помощи Портала пассажир в любое время может отследить, где находится нужный ему автобус, троллейбус или трамвай, спрогнозировать время его прибытия и построить наиболее удобный маршрут. Также на Портале отображаются все оперативные изменения в движении транспорта. Интернет-портал адаптирован для работы на мобильных устройствах.

Дата изменения: 26 декабря 2023