На протяжении всего периода реализации Госпрограммы целью является создание условий для развития человеческого капитала.
Выполнение государственной программы обеспечивают 26 исполнительных органов государственной власти, которые реализовали 183 мероприятия 6-ти подпрограмм:
1 «Развитие дошкольного образования»
2 «Развитие общего образования»
3 «Развитие среднего профессионального образования»
4 «Развитие дополнительного образования детей»
5 «Отдых и оздоровление детей и молодежи»
6 «Обеспечение реализации государственной программы Санкт‑Петербурга «Развитие образования в Санкт‑Петербурге».
Для реализации программы было предусмотрено финансирование в объеме 171,6 миллиарда рублей. Исполнение по итогам года составило 99,9%, а показатель эффективности госпрограммы – 97,7%. По итогам 2021 года плановые значения всех показателей достигнуты в полном объеме или превышены.
Посредством реализации подпрограммы 1 «Развитие дошкольного образования» в 2021 году обеспечивалось содержание и развитие сети детских садов с учетом прогноза демографического развития Санкт‑Петербурга. В 2021 году открыто 26 зданий детских садов, создано 4303 места. Активно развивается в городе вариативное дошкольное образование. В прошедшем году создано 217 мест за счет развития вариативных форм дошкольного образования: групп кратковременного пребывания, служб ранней помощи, центров игрового развития, семейных групп), оптимизации действующих дошкольных образовательных учреждений.
Вопрос строительства новых детских садов, реконструкции имеющихся зданий и увеличения количества мест в дошкольных образовательных организациях остается актуальным.
Подпрограмма «Развитие общего образования». Первостепенной задачей остается обеспечение высокого качества и доступности общего образования в интересах социально-экономического развития Санкт‑Петербурга. В отчётном году введено 11 школьных зданий, что позволило создать дополнительно 9295 мест. Всего в 2022 году запланировано создание 7335 мест в 10 новых зданиях школ. Инфраструктура новых зданий школ включает в себя бассейны, театральные и спортивные залы, библиотеки, медиатеки, предметные кабинеты - и все это работает на повышение качества образования.
Улучшение школьных условий, внедрение современных технологий обучения осуществляется в рамках реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование». В 2021 году создан центр цифрового образования «IT-куб» на базе школы № 617 Приморского района Санкт‑Петербурга. Создано 3 центра цифрового образования «ИнфинIТи» на базе школы № 120 Выборгского района, школы № 126 Калининского района, лицея № 226 Фрунзенского района. Создание центров цифрового образования направлено на поддержку освоения школьниками информационных компетенций и развитие современных образовательных технологий. В настоящее время на территории Санкт‑Петербурга функционируют уже 12 центров цифрового образования «ИнфинIТи» и 2 центра цифрового образования «IT-куб». В 2022 году будет создано еще 4 таких центра (1 «IT-куб» и 3 «ИнфинIТи»). К 01.09.2024 в Санкт‑Петербурге будут созданы 32 центра цифрового образования детей (не менее 1 центра в каждом районе города). В рамках проекта «Современная школа» в 2021 году создан первый в городе школьный кванториум на базе гимназии № 642 «Земля и Вселенная» Василеостровского района. Задачей школьного кванториума является развитие у обучающихся современных компетенций и навыков, в том числе естественно-научной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенствование навыков естественно-научной и технологической направленностей, а также повышения качества образования. Занятия детского технопарка посещают не только обучающиеся гимназии, но и обучающиеся других образовательных учреждений Василеостровского района.
Развитие современных компетенций обучающихся требует развития новых форм содержания образования и обновления материально-технической базы школ. В связи с этим в 2021 году проведен конкурсный отбор среди школ города на право получения грантов на оснащение современными средствами обучения и воспитания в целях повышения качества общего образования с целью создания предпрофессиональных классов. 8 школ города, представив обновленные образовательные программы, получили по итогам конкурса по 25 млн. рублей. Еще 25 школ из 13 районов города получили по 10 млн. рублей. Общая сумма финансирования проекта в 2021 году составило 450 млн. руб. В рамках реализации образовательных программ в этих школах созданы предпрофессиональные классы по следующим направлениям: гуманитарно-технологическое, естественнонаучное, IT и цифровые системы, инженерно-технологическое, конвергентные науки (междисциплинарное направление). За 3 года реализации проекта будет поддержано не менее 100 школ, которые станут базовыми сетевыми площадками и обеспечат возможность изучения предметных областей на их базе обучающимся из других школ, в том числе, имеющих низкие образовательные результаты.
В целях выравнивания условий по получению качественного образования в 2021 году поддержано также 20 школ с низкими образовательными результатами. Проведен конкурс Правительства Санкт‑Петербурга на получение гранта в сумме 10 млн. рублей на улучшение образовательной инфраструктуры и повышение квалификации педагогов этих школ.
В 2021 году во всероссийской олимпиаде школьников (далее – ВсОШ) приняли участие 378 637 школьников, в районном этапе участвовало 68 317 школьников. Значительно увеличилось количество участников регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, а также увеличилось и количество победителей и призеров регионального этапа на 20% по сравнению с 2020 годом (2020 – 1703, 2021 – 2057). За пять лет количество победителей и призеров выросло более чем в 2 раза. В заключительном этапе ВсОШ школьники Санкт‑Петербурга завоевали 260 дипломов победителей и призеров. Это рекордное количество за последние десять лет. В прошлом году в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам стали победителями и призерами 10 школьников Санкт‑Петербурга, завоевав 13 медалей, в том числе 10 золотых и 3 серебряных медали (6 школьников – Президентский ФМЛ №239, 1 – лицей №533 Красногвардейского района, 2 – Академический лицей (ФТШ) имени Ж.И.Алферова, 1 – Академическая гимназия имени Д.К.Фаддеева). Победителям и призерам международных олимпиад и всероссийской олимпиады школьников из бюджета Санкт‑Петербурга выплачено 268 премий на общую сумму 31,9 млн. руб.
В Конкурсе «Большая перемена» в 2021 году приняли участие более
32 000 петербургских ребят. По итогам отборочных туров 36 учащихся
5-7 классов стали участниками итогового мероприятия в Международном детском центре «Артек», 20 из них получили суперприз – «Путешествие мечты» на поезде «Большая перемена» от Москвы до Владивостока. Победителями финала среди 8-11 классов Конкурса 2021 года стали 28 школьников 8-11 классов Санкт‑Петербурга (в 2020 – 21). Из них 13 человек получили по 1 миллиону рублей и 15 школьников по 200 тысяч рублей.
Работа педагогов, успешно подготовивших детей к участию в олимпиадах и конкурсах также отмечена премиями Правительства города. Более трехсот лучших педагогов и руководителей школ Санкт‑Петербурга получили выплаты на сумму более 31-го миллиона рублей (31,4 млн. руб.). Получили поддержку и классные руководители в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 24.01.2020 № Пр-113. Среднегодовая общая численность получателей доплат – 20,1 тыс. человек. При этом были сохранены ранее введенные региональные выплаты за классное руководство.
Подпрограмма «Развитие среднего профессионального образования». В 2021/2022 учебном году контингент обучающихся по всем формам обучения в профессиональных организациях города составил 84256 чел, что на 1737 мест больше, чем в прошлом учебном году (82519). В 2021 году в колледжах города создано 19 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой.
Продолжилась работа Центра опережающей профессиональной подготовки в целях подготовки специалистов и рабочих в соответствие с современными стандартами и требованиям экономики города.
В прошедшем 2021 году был проведен VI Региональный Чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» и VII Открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)»
Сборная команда Санкт‑Петербурга в Финале IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) завоевала 62 медали (6 золотых, 26 серебряных, 20 бронзовых) это в 3 раза больше по сравнению с результатами 2020 года (22 медали) и 30 наград «Медальон за профессионализм»; по итогам медального зачета Санкт‑Петербурга занял второе место, а также вошел в топ-10 субъектов Российской Федерации по количеству конкурсантов.
В 2021 году Санкт‑Петербург стал столицей карьерного проектирования.
В рамках проекта «Билет в будущее» (проект по профессиональному самоопределению и карьерному проектированию, в рамках которого школьники могут познакомиться с современными профессиями, которые будут актуальны для экономики региона в ближайшие десятилетия) была проведена системная работа по ранней профессиональной ориентации и формированию готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6-11 классов. Проект был поддержан организациями-работодателями, ВУЗами-партнерами Санкт‑Петербурга, которые в течение двух месяцев проводили профессиональные пробы для обучающихся 6-11 классов образовательных учреждений Санкт‑Петербурга (26132 чел.).
Студенты профессиональных образовательных учреждений также в 2021 году приняли активное участие в конкурсе «Большая перемена». Среди студентов профессиональных учреждений города - 10 победителей конкурса.
Победителям, призерам профессиональных чемпионатов и их наставникам ежегодно из бюджета Санкт‑Петербурга выплачиваются премии. В 2021 году общая сумма выплат составила – 26,6 млн. рублей. Кураторам учебных групп в колледжах в соответствии с Посланием Президента выплачивается надбавка 5 тысяч рублей. Из бюджета Санкт‑Петербурга выплачивается такая же надбавка.
Одним из вариантов решения поставленной задачи является участие Санкт‑Петербурга в эксперименте по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта "Профессионалитет".
Ключевые инициативы федерального проекта «Профессионалитет»:
Вовлечение бизнеса в партнерское управление образовательными организациями, максимальная практико-ориентированность обучения.
Интеграция колледжей и предприятий реального сектора экономики посредством создания образовательно-производственных центров (кластеров).
Внедрение новых образовательных программ, предусматривающих оптимизацию сроков обучения.
Обучающиеся по программам «Профессионалитет» смогут получить рабочую специальность высокой квалификации в короткие сроки, получить опыт работы на производстве, что гарантирует их дальнейшее трудоустройство.
Подпрограмма «Развитие дополнительного образования детей». В рамках госпрограммы обеспечено функционирование 59 учреждений дополнительного образования детей, 465 отделений дополнительного образования детей, реализовано 17 873 программы различной направленности (на 20 % больше, чем в 2020 году), обеспечено участие педагогов дополнительного образования в финальных мероприятиях Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» и получено 6 наград, выплачено 50 премий по 100 тыс. рублей лучшим педагогам дополнительного образования детей на общую сумму 5 млн. рублей. С 2022 года сумма увеличена до 200 тыс. рублей.
В 2021 году запущен онлайн Навигатор дополнительного образования Санкт‑Петербурга, который позволяет в удобной форме родителям подобрать тот или иной кружок, секцию, студию для своего ребенка.
Показателем успешной работы системы дополнительного образования является тот факт, что Санкт‑Петербург стал лидером по количеству победителей и призеров Национальной технологической олимпиады 2021/22 учебного года. В седьмом сезоне Национальной технологической олимпиады (далее – НТО) 2021/22 приняли участие 8 514 школьников Санкт‑Петербурга в 31 профиле НТО, 2 370 старшеклассников стали участниками II этапа и 230 – финалистами командных инженерных соревнований. Финалы седьмого сезона командных инженерных соревнований проходили с 21 февраля по 23 апреля 2022 года. Итог - сборная команда старшеклассников Санкт‑Петербурга – лидер по количеству победителей и призеров: 13 команд-победителей, 18 победителей и 35 призеров (53 победителя и призера) в 20 профилях олимпиады! (Справочно: Новосибирская область – 40, Московская область – 34 победителя и призера).
Подпрограммы «Отдых и оздоровление детей». Мероприятия по отдыху и оздоровлению детей Санкт‑Петербурга в 2021 году были организованы в соответствии с санитарно-эпидемиологической ситуацией и постановлением Правительства Санкт‑Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт‑Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». В 2021 году был разрешен выезд детей Санкт‑Петербурга в другие регионы, в том числе в южную климатическую зону, поэтому количество лагерей не было ограничено только территорией Санкт‑Петербурга и Ленинградской области. Наших детей в 2021 году принимали 300 лагерей и санаторно-курортных организаций из 12 субъектов Российской Федерации.
Всего в 2021 году отдохнули 110177 детей из Санкт‑Петербурга, из них: 22142 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе 5460 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и 6799 детей-инвалидов и лиц, их сопровождающих.
Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы Санкт‑Петербурга «Развитие образования». В 2021 году:
- закуплено оборудование для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды для 394 образовательных организаций, в том числе в 60 профессиональных образовательных организациях;
- приобретено оборудование и инвентарь для вводимых после капитального ремонта учреждений образования;
- проведен ремонт и оснащение спортивных сооружений в 74 учреждениях образования школах 16-ти районов;
- осуществлен капитальный ремонт объектов 213-ти образовательных учреждений.
В 2021 году продолжена практика проведения культурно-познавательной программы для обучающихся 10-х классов государственных общеобразовательных организаций «Театральный урок в Мариинском». Более 8,5 тысяч обучающихся смогли посетить представления театра.
Проведена независимая оценка качества образования в отношении 741-го образовательного учреждения.
В 22-м году перед нами стоят следующие задачи:
Расширение возможностей получения качественного общего образования в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка.
Реализация обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования.
Модернизация материально-технической базы в образовательных организациях для функционирования цифровой образовательной среды и обеспечения цифровой трансформации системы образования.
Совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи.
Расширение участия работодателей в реализации практикоориентированных образовательных программ в учреждениях среднего профессионального образования.