29 августа 2022 года. Выступление председателя Комитета по образованию Н.Г. Путиловской на Городском педагогическом совете

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы говорим об особой актуальности и важности воспитательной работы. Санкт‑Петербург никогда не утрачивал позиций в вопросах воспитания детей и молодежи. Именно здесь зарождались традиции детских общественных организаций и движений, объединяющих своими проектами, акциями, мероприятиями огромное количество школьников, ребят с активной гражданской позицией. Это известные и сегодня: «Союз юных петербуржцев», «Юные за возрождение Петербурга», «Юные инспектора дорожного движения», «Российское движение школьников», «Зарничники», «Юнармейцы», «Экологи», «Активы школьных музеев», «Спасатели», «Тинейджеры», «Добровольцы», «Волонтеры».

Сегодня в Санкт‑Петербурге действует около 2200 детских общественных объединений, а в 588 школах реализуются программы по всем направлениям деятельности Российского движения школьников. 

Совсем недавно принят Федеральный закон «О российском движении детей и молодежи». Новое движение систематизирует работу всех детских организаций, сообществ и клубов, обеспечив преемственность и целостность в деятельности детских и молодежных общественных объединений. Президент Российской Федерации В.В. Путин дал согласие возглавить наблюдательный совет нового движения детей и молодежи.

В образовательных учреждениях Санкт‑Петербурга всегда в центре особого внимания были специалисты по воспитательной работе, обеспечивающие всю воспитательную службу школы – это заместители директоров по воспитательной работе, педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги-психологи, старшие вожатые, классные руководители.

В городе созданы все условия для реализации воспитательной деятельности: развита сеть учреждений дополнительного образования, которые всегда являлись центрами воспитания, открываются отделения дополнительного образования детей на базе школ и учреждений профессионального образования (473), школьные спортивные клубы (506), школьные театры (250), работают Советы старшеклассников при Комитете по образованию и в каждом районе, родительские комитеты и общественный родительский контроль, методические объединения классных руководителей. В целях поддержки деятельности классных руководителей, в Санкт‑Петербурге создана Ассоциация классных руководителей, которая включает в себя более 20000 педагогов – классных руководителей школ.

В настоящее время в условиях сложившейся  геополитической ситуации воспитание приобретает особую значимость. Мы понимаем, что уже давно против нас ведется информационная война – это и попытки переписать историю, культуру, пропаганда чуждой нам идеологии, рост деструктивных публикаций и фейков. Наши дети стали объектами негативного информационного воздействия через созданные в сети Интернет, в социальных сетях группы агрессивной, суицидальной, экстремистской направленности.

Слова, которые раньше для всех нас были незнакомыми, новыми – колумбайн, скулшутинг, буллинг – теперь не нуждаются в расшифровке. Решающая роль в ответе на этот вызов отведена системе образования – нашим профессионалам - педагогам, воспитателям, классным руководителям.

Основной задачей становится идеологическое, историческое просвещение молодежи, воспитание патриота и гражданина, формирование мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей.

Все условия и ресурсы для выполнения этой задачи в системе образования Санкт‑Петербурга имеются.

Присутствующим в этом зале хорошо знакома традиция, связанная с проведением торжественных линеек и церемоний поднятия государственного Флага, исполнения  государственного Гимна.

Многие годы эта традиция сохранялась в петербургских школах,и сегодня, в новых условиях она становится обязательной частью воспитательного процесса, как и проведение уроков по изучению истории государственных символов, рекомендованных Минпросвещения России.

С нового учебного года, во всех школах и колледжах России, каждая учебная неделя будет начинаться с торжественной церемонии поднятия флага и исполнения гимна РФ. А право поднять флаг будет предоставляться лучшим учащимся образовательных учреждений, достигшим за предыдущую неделю высоких результатов в учебе, спорте, творчестве, дополнительном образовании, общественной деятельности.

Важным элементом системы воспитания выступает организация воспитательной среды. Позитивный опыт внедрения и реализации всеми общеобразовательными и дошкольными организациями Санкт‑Петербурга рабочих программ воспитания, наглядно демонстрирует потенциал системы воспитания, которая готова продолжить процесс внедрения новых форм и инноваций в воспитании.

Воспитание – это основа будущего наших детей, а значит и всей страны. Основные ценности, которые мы должны заложить в этот фундамент: любовь к Родине, уважение к старшим, гордость за свою страну.

С нового учебного года во всех школах Санкт‑Петербурга каждый понедельник будет начинаться с занятий «Разговоры о важном», проведение которых позволит школьникам обсудить интересующие их вопросы.

Основные темы занятий связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России. В сентябре темами «Разговоров о важных» станут «День знаний», «Наша страна - Россия», «165-летие со дня рождения К. Э. Циолковского», «День пожилых людей». Минпросвещения разработаны сценарии, методические рекомендации, интерактивный контент для каждого занятия, с учетом возрастных особенностей детей.

Особо следует обратить внимание на качество подготовки материала и качество подготовки взрослого, ведущего разговор о важном с детьми. Здесь нельзя допускать формального подхода и очень важным является личное ценностное отношение участников к содержанию разговора. Несмотря на широкий спектр тем для рассмотрения, их должно объединять одно – ориентация на поддержание позитивных жизненных смыслов, ценностей и форм поведения.

Петербург проводит большую подготовительную работу по введению в общеобразовательных организациях должности Советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Советники – это универсальные специалисты, одной из основных задач которых является реализация программ воспитательной работы. В Санкт‑Петербурге с 1 сентября 2023 года должность советника по воспитанию будет введена в 200 школах, с 1 сентября 2024 года во всех школах.

Введение новой должности призвано повысить качество воспитательной работы, уровень вовлеченности детей в общественно-полезные практики.

Важной задачей для системы образования выступает привлечение родителей обучающихся к школьной жизни.

Для решения этой задачи, каждой образовательной организации в календарном плане воспитательной работы в новом учебном году необходимо увеличить количество мероприятий, проводимых совместно с родителями.

По состоянию на сегодняшний день, в каждом образовательном учреждении Санкт‑Петербурга функционируют органы родительской общественности (родительские комитеты школы, классов, дошкольных образовательных учреждений, учреждений профессионального образования), создан региональный родительский совет.

Систематически проводятся дни открытых дверей, в которые родители могут посещать уроки и внеурочные занятия. За прошедший учебный год проведено более 8000 тематических родительских собраний, на которых родители воспользовались возможностью получить советы по вопросам воспитания, консультации психологов, обменяться опытом.

Активно работает более 2000 семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания.

При организации воспитательной работы в образовательных учреждениях невозможно не учитывать потенциал нашего города. Это музеи, театры, библиотеки, архитектурные памятники, история и культура Санкт‑Петербурга.

Много лет образовательными учреждениями города реализуются проекты «Музейная педагогика» и «Театральный урок в Мариинском».

К новому учебному году подготовлен еще один проект для учащихся 8 и 10 классов, который называется «Юный путешественник Санкт‑Петербурга».

В ходе реализации Проекта предлагается с сентября по декабрь текущего года организовать серию экскурсионных поездок для школьников  по восьми тематическим маршрутам: «Блистательный Петергоф», «Вода вокруг нас», «Город-герой Ленинград», «Народное искусство и культурное наследие», «Петербург Достоевского», «По следам Петра», «Санкт‑Петербург – морская столица», «Транспортные артерии города».

В прошлом учебном году по всей России для учащихся стартовал проект «Пушкинская карта». В преддверии года Педагога и наставника Комитет по образованию готов проработать и предложить аналогичный проект для учителей Санкт‑Петербурга. Важной составляющей проекта станет взаимодействие Комитета по образованию и Комитета по культуре в части формирования афиши мероприятий в театрах, тематических выставок в музеях, которые будут совпадать с темами уроков, изучаемых школьниками в рамках образовательных программ.

В завершение отмечу, что наряду с цифрами статистики, результат воспитательной работы зачастую проявляется, в неформальных, четко проявляющихся  и очень важных показателях в жизни наших детей, критериями которых выступает Добро, Любовь, Забота, Ответственность и Порядочность.

 

 

Дата публикации:
Поделиться