Выступление председателя Комитета по образованию Ж.В.Воробьёвой на Городском педагогическом совете «Петербургская школа: профессионализм и социальная ответственность»

Выступление председателя Комитета по образованию Ж.В.Воробьёвой на Городском педагогическом совете «Петербургская школа: профессионализм и социальная ответственность»

25.08.2016

 

Уважаемые участники педагогического совета!

Дорогие гости!

 

По традиции в преддверии нового учебного года мы собрались на заседании Городского педагогического совета. Задумываясь над его проведением, определяя тему, мы решили предложить вам не только подвести итоги прошлого года и обсудить задачи на 2016/17-й учебный год. Сегодня хотелось бы обменяться мнениями по таким основополагающим педагогическим вопросам как:

- развитие профессионализма работников системы образования;

- и социальная ответственность школы как одного из ведущих общественных институтов.

Тем самым мы продолжаем открытый диалог по актуальным направлениям развития Петербургской школы, ставший уже традиционным для нас. Правильность такого подхода была со всей очевидностью продемонстрирована на 7-м Петербургском образовательном форуме, который без преувеличения стал запоминающимся событием для почти 10-ти тысяч гостей из всех регионов России и 23-х стран мира.

Каждый из нас понимает, что роль образования в современном мире стремительно меняется и это преобразует сам институт школы. Процессы, происходящие в системе образования, характеризуются наиболее масштабными и разноплановыми изменениями за всю историю. Сегодня обновляется содержание образования, происходит дифференциация и гуманизация обучения, повышается открытость школы обществу.

Петербургская школа - неотъемлемая часть российской системы образования и в ней отражаются все основные тенденции и явления. Наша общая задача – укрепить положительные изменения, а также минимизировать или предотвратить деструктивные проявления, то есть двигаться вперед.

Основой работы в этом направлении является обновление содержания образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. За семь лет нами в этом накоплен огромный опыт. Эффективно работает система повышения квалификации учителей, создаются необходимые методические материалы, совершенствуются материально-техническая база и средства обучения.

В прошлом учебном году 5-е классы всех школ города перешли на новые стандарты, начали внедряться стандарты дошкольного и коррекционного образования. Учитывая результаты освоения стандартов общего образования в 69-ти школах, работавших последние 3 года с опережением, можно утверждать, что работа по введению стандартов перешла из инновационного режима в режим функционирования. При этом важно отметить, что работа идет по плану и без срывов.

В обеспечении введения новых стандартов важен поиск и поддержка лучших педагогических идей и разработок. Последние три года посредством грантов для школ, внедряющих инновационные программы, мы активизировали поиск новых решений в образовании. Убеждена, что конкурс нужен для того, чтобы открывать новые имена! И в Санкт‑Петербурге он выполняет эту функцию. Строгий конкурсный отбор стимулирует каждого конкурсанта. В прошлом учебном году из 10-ти победителей – семь школ впервые получили такое официальное признание. Это еще раз доказывает, что наш город полон идей и талантов! Ответственно заявляю: мы готовы всемерно поддерживать инновации в Петербургской школе! Сегодня мы будем чествовать победителей этих конкурсов на сцене.

Каждому педагогу и руководителю понятны задачи образовательных стандартов. Новым аспектом работы по совершенствованию содержания образования сейчас становится внедрение в массовую практику предметных концепций. Считаю, что эту работу должна координировать не только Академия постдипломного педагогического образования, но и лучшие школы Санкт‑Петербурга: Губернаторский лицей № 30, Академическая гимназия № 56, Президентский лицей № 239 и Вторая Санкт‑Петербургская гимназия.  В 2016-м году эти учреждения начали работу в рамках Федеральной целевой программы развития образования, победив в конкурсном отборе Минобрнауки России. Создание условий для поэтапного внедрения предметных концепций следует обозначить как задачу для всей Петербургской школы. Мы планируем, что в следующем году к этому проекту присоединятся и другие школы.

Рассматривая вопрос обновления содержания образования, дополнительно обозначу задачу в области антикоррупционного образования школьников, в которой Санкт‑Петербург обладает уникальным опытом. В наступающем году Академии постдипломного педагогического образования необходимо завершить апробацию методики оценки эффективности антикоррупционного образования, представив итоги апробации и скорректировав методику для ее использования как нового средства управления.

Все, что делается в системе образования должно анализироваться, оцениваться и становиться руководством к действию. Оценка качества – важный инструмент управления в Петербургской школе, которая проводится в различных формах. Остановлюсь на наиболее значимых или появившихся в прошлом году форматах оценки.

Новым направлением работы для нас стала независимая оценка качества образования, регламентированная 95-й статьей Закона об образовании. В прошлом году были оценены профессиональные образовательные учреждения, находящиеся в ведении Комитета                                   по образованию. В феврале Общественный совет по независимой оценке определил 738 государственных и негосударственных школ, которые пройдут оценку в этом году. Особо подчеркну, что независимая оценка не предусматривает сбор сведений от учреждений – вся работа проводится оператором, которым является Центр оценки качества образования и информационных технологий, через сайты и различные открытые базы данных. Обозначая планы работы на перспективу, также хочу отметить, что в 2017-м году такие же процедуры будут проведены и в отношении всех дошкольных образовательных организаций и профессиональных лицеев и колледжей, подведомственных другим органам государственной власти.

Образовательные учреждения Санкт‑Петербурга постоянно отмечаются во всероссийских рейтингах ТОП-500 и ТОП-100. В прошлом году них вошли 28 школ. Это самое большое число школ за три года проведения рейтинга, а лучшим в России был признан Президентский лицей № 239! В рейтинге - четыре школы Центрального района, три школы Приморского района, по две школы из Василеостровского, Выборгского и Кировского районов. В федеральные рейтинги также вошли школы Красногвардейского, Красносельского, Колпинского, Московского, Невского, Петроградского, Петродворцового и Пушкинского районов. Школы-лидеры рейтинга известны петербуржцам высочайшими результатами обучения. В этом заслуга педагогических коллективов и сегодня хотелось бы сказать в их адрес слова глубокой благодарности.

По-прежнему высоки результаты участия петербургских школьников во всероссийских предметных олимпиадах и выступления учащихся учреждений среднего профессионального образования на конкурсах профессионального мастерства. На региональном уровне лучшие результаты показывают учащиеся школ Приморского (77), Центрального (66) и Красногвардейского (49) районов. Всего в олимпиадах этого года приняли участие более 250-ти тысяч ребят или 60 процентов петербургских школьников, что на 7 процентов больше, чем годом ранее. Большой рост победителей и призёров регионального этапа олимпиад наблюдается в Красногвардейском, Фрунзенском и Кировском районах. По итогам года Санкт‑Петербург получил 219 дипломов всероссийских олимпиад (2015 - 219). Больше всего победителей учатся в Президентском лицее № 239 (52), Губернаторском лицее № 30 (6), гимназии № 642 Василеостровского района (7), лицее № 533 Красногвардейского района и гимназии № 155 Центрального района (по 6).

В этом году петербургские школьники успешно выступили на международных олимпиадах. Буквально на днях подведены итоги последних состязаний, и сегодня мы с гордостью говорим, что 10 наших ребят стали победителями олимпиад по математике, информатике, географии, химии и астрономии. Среди них ученики Президентского лицея, гимназии № 261 и лицея № 393 Кировского района, а также школы № 45 Приморского района.

В этой связи следует отметить, что для таких результатов есть все предпосылки. Наши выпускники показали в этом году высочайшее качество подготовки. В ходе Единого государственного экзамена они получили 240 стобалльных результатов, что является самым высоким результатом за 3 года (2015 - 153; 2014 - 133). В целом по восьми предметам результаты выше прошлогоднего, по остальным – сопоставимы с 2015-м годом. Высокие результаты, полученные выпускниками школ, позволяют им успешно осваиваться в профессии. Анализ показывает, что после школы, почти 80 процентов выпускников продолжает обучение в университетах, а 13 процентов идет в учреждения среднего профессионального образования (2015 год - 79,6% - в ВУЗы, 13% - в СПО и 7% – на работу и  иное).

Санкт‑Петербург был достойно представлен в Финале 4-го Национального чемпионата «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia. Сборная учащихся профессиональных образовательных учреждений Санкт‑Петербурга выступила в 19-ти компетенциях и 11 участников заняли призовые места. Несколько лет подряд высокий уровень подготовки обучающихся для соревнований в рамках чемпионатов WorldSkills Russia  обеспечивают Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец», Художественно-профессиональный лицей имени Карла Фаберже и Академия индустрии красоты «ЛОКОН».

Хотелось бы отметить, что в городе также ведется работа над подготовкой «резерва» по рабочим специальностям. В этом помогают не только традиционная профориентация школьников, но и новые формы работы. Например, на 2-м Национальном чемпионате JuniorSkills успешно выступили 7 команд школьников из Губернаторского лицея № 30, школ Кировского и Пушкинского районов. Все наши команды завоевали призовые места и Санкт‑Петербург стал абсолютным лидером в России в презентационных компетенциях. Названные состязания имеют мощный потенциал для развития профессиональных навыков школьников и способствуют повышению престижа современных рабочих профессий. Мы намерены расширять участие в них!

В контексте рассматриваемого вопроса, перед руководителями профессиональных образовательных учреждений сегодня мы ставим задачу: в течение 3 лет вывести Санкт‑Петербург в «тройку» всероссийских лидеров основной программы чемпионатов «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia и уверена, что Вам, уважаемые руководители, эта задача по силам!

В 2015-м году составлен отраслевой региональный рейтинг общеобразовательных учреждений, в который вошли 264 школы, а 10 из них были признаны лучшими по всем четырем составляющим рейтинга. Рейтинг оценивал не только результаты, но и условия обучения – кадровый потенциал и материальную базу. При составлении рейтинга использовались данные информационной системы «Параграф». Рейтинг показал рост количества школ, востребованных жителями и предоставляющих высокое качество образования. Число таких учреждений за 3 года увеличилось более чем в 10 раз - с 20-ти до 264 (2013 - 20, 2014 – 150). Это демонстрирует ход решения поставленной Правительством города задачи по выравниванию образовательных возможностей.

Осенью этого года будет составлен новый рейтинг. Его отличием от прошлогоднего станет новый критерий оценки - «качество управленческой деятельности». И это не случайно!

Динамика социально-экономического развития обуславливает потребность в обновлении управления образовательными учреждениями. Это связано с тем, что причины изменений определяют долгосрочный характер их действия и, следовательно, влияние на все социальные институты. Всем руководителям образовательных учреждений необходим поиск моделей и средств управления, которые обеспечат эффективный управленческий процесс в постоянно изменяющихся условиях с учетом особенностей учреждения.

Хорошо известно, что изменения часто затруднены из-за недостатка ресурсов и отсутствия механизмов запуска. Уверенно можно сказать, что проводимые в Петербургской школе изменения обеспечены всем необходимым. Создана законодательная, нормативная и ресурсная база.

В 2016-м году расходы городского бюджета на образование достигли максимального показателя за последние 20 лет и составили 106 миллиардов рублей. Приоритет финансирования сферы образования – принципиальная позиция Губернатора и Правительства Санкт‑Петербурга. Выделяемые средства обеспечивают содержание зданий и сооружений, поддерживают уровень заработной платы работников отрасли в соответствии с «майскими» Указами Президента России,  а также позволяют реализовывать проекты развития.

Назову некоторые наиболее социально значимые направления финансирования в этом году:

- на 7 процентов - до 1-го миллиарда 900 миллионов рублей увеличилось финансирование гарантий города по оплате путевок на отдых и оздоровление детей работающих граждан, льготных категорий населения, детских спортивных и творческих коллективов. Растет количество отдыхающих детей, в этом году их станет 194 тысячи. Совершенствуются условия организации летнего отдыха: особо в этом направлении можно отметить работу Московского и Фрунзенского районов;

- 521 миллион рублей выделено на приобретение учебников для школьных библиотек. Общая сумма бюджетных расходов на эти цели с 2013-го приблизилась к 2-м миллиардам рублей, что позволяет руководителям школ планомерно решать вопросы обеспечения учебниками;

- в этом году 61 миллион рублей будет израсходован на покупку оборудования для дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Это дает возможность сегодня обучать дистанционно 1 355 детей.

Обращаясь к руководителям учреждений и представителям органов управления, подчеркну: обеспечение эффективности «школьной экономики» - одна из ключевых задач управления, которая требует внимания. Понимая ответственность перед обществом, мы должны рационально использовать бюджетные средства.

Важной задачей для Петербургской школы является представление лучшего опыта педагогов и педагогических коллективов профессиональному сообществу и общественности.

Для повышения престижа профессий учителя и воспитателя проводятся конкурсы педагогических достижений, которые рассматриваются как часть подготовки наших педагогов к участию в федеральных конкурсах. В прошлом учебном году в конкурсах участвовали более 4-х тысяч работников.

Победители городских конкурсов ежегодно представляют Санкт‑Петербург на федеральном уровне. В прошлом году петербургские педагоги стали победителями престижных конкурсов:

- «Учитель года России» - победитель Олег Николаевич Катренко - учитель Академической гимназии № 56;

- конкурса «Учитель здоровья России» - победитель Максим Андреевич Шушаков - учитель лицея № 179 Калининского района;

- конкурса «Воспитатель года» – победитель Наталья Николаевна Одинцова - воспитатель детского сада № 88 Приморского района.

На Всероссийском конкурсе «Педагогический дебют» этого года  представители Петербургской школы - учитель математики школы № 489 Московского района Иван Меньшиков, педагог-психолог лицея № 369 Кировского района Виталий Веселов, учитель русского языка и литературы школы № 543 Московского района Ксения Уткина, педагог дополнительного образования центра «Юный моряк» Кронштадтского района Алексей Романчук, директор гимназии № 24 Василеостровского района Алексей Турчин одержали победы сразу в 5-ти номинациях. Это результат кропотливого труда наших коллег, достойный пример для подражания, который укрепляет имидж Санкт‑Петербурга, как крупнейшего образовательного центра!

Сегодня победители всероссийских конкурсов не только присутствуют в этом зале, но двое из них - Алексей Павлович Турчин и Алексей Андреевич Романчук выступят перед нами, представив свое мнение по теме педсовета.

С прошлого года реализуется поручение Губернатора города Георгия Сергеевича Полтавченко об организации стажировок лучших педагогов и руководителей в регионах России. Наши коллеги уже побывали в Казани, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Ереване. Осенью состоятся поездки в Ярославль и Бишкек. Эта городская программа рассматривается не только как знак признания успехов учителей и директоров, но и помогает представлять опыт Петербургской школы, а также дает возможность ознакомиться с региональными и зарубежными системами образования, расширяет круг профессиональных знаний.

Еще один важный фактор развития профессионализма учителя – это диалог с коллегами в рамках конференций и форумов. Уже отмечалось, что успех последнего Петербургского образовательного форума позволит нам в 2017-м году по-новому заявить о Санкт‑Петербурге. В следующем году Форум официально приобретет международный статус. Это не только большая честь, но и огромная ответственность для организаторов. Хотела бы обозначить, что акцент в деловой программе будущего Форума будет сделан не только на представлении опыта образовательных учреждений, но и на представлении лучших управленческих и педагогических практик. В прошлом году проведение на Форуме панельных дискуссий учителей и директоров школ показало огромный интерес к такому формату презентации и обсуждения передового опыта.

Последние десятилетия неуклонно растет роль общественных институтов в развитии системы образования и отдельных учреждений. Становится очевидным, что трудно обеспечить управление образованием исключительно административными средствами и решить весь диапазон актуальных задач. Учитывая это, сегодня в этом зале вместе с педагогами работают ученые, деятели искусств и представители бизнеса, а сам педсовет транслируется на телеканале «Санкт‑Петербург» и участие в нем могут принять все заинтересованные петербуржцы и, конечно, старшеклассники и их родители.

Откликаясь на имеющиеся социальные запросы, Петербургская школа расширяет взаимодействие с различными структурами, стремясь оптимизировать стратегию своего развития. В прошлом году была разработана  и на коллегии Комитета по образованию подписана трехсторонняя Адресная программа развития социального партнерства на 2016-2018-й годы. Программа – продукт совместной работы с руководителями более чем 140 предприятий и ассоциаций, заинтересованных в подготовке квалифицированных кадров в наших колледжах и лицеях. Среди крупнейших партнеров системы профессионального образования – «ЛОМО», «Водоканал», «Петербургский метрополитен», «Сбербанк России», «Адмиралтейские верфи», «РАДАР ММС», «Ленполиграфмаш», «Силовые машины» и другие предприятия.

Сотрудничая с работодателями, мы имеем возможность следить за изменениями на рынке труда. В прошлом году открылась подготовка по 8-ми новым специальностям по направлениям судостроение, сварочное производство, водо- и электроснабжение, радиоэлектроника. С 1-го сентября открывается еще 18 новых специальностей, в том числе 9, по которым ранее подготовка в Санкт‑Петербурге не велась. Это радиоаппаратостроение, информационная безопасность телекоммуникационных систем, технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. Таким образом, общее количество специальностей в этом году достигнет 220-ти. Наиболее активную работу по обновлению образовательных программ среднего профессионального образования ведут Невский колледж имени А.Г.Неболсина, Колледж метрополитена и Колледж электроники и приборостроения.

Рост социально ответственной активности в молодежной среде радует нас, педагогов. Прошлый учебный год охарактеризовался формированием новых структур, которые призваны помочь молодому поколению приобрести опыт социального творчества, развивать коммуникацию и ответственность, на что нацеливает нас национальная стратегия воспитания. Санкт‑Петербург  не просто включился, а стал одним из инициаторов Российского движения школьников. Целью движения является совершенствование государственной политики в области воспитания и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. В наступающем учебном году в образовательных учреждениях города следует продумать и организовать работу, поддерживающую решение задач нового движения.

Еще одним новым и уже успешным примером социальной активности юных петербуржцев является работа городского Совета старшеклассников. Сегодня Игорь Спегальский - руководитель Совета - приглашен выступить на педсовете и рассказать о работе объединения.

Нельзя не сказать о том, что на стимулирование социальной активности образовательных учреждений направлен и профессиональный стандарт педагога, который ярко раскрывает социально активную сущность профессии учителя в новой реальности. Для каждого педагога он определяет требования к организации работы, в частности умение создавать партнерские связи в сообществе, готовность профессионально взаимодействовать с родителями учащихся и многое другое. Методическое обеспечение введения профессионального стандарта на прошлом педсовете было поручено Академии постдипломного педагогического образования. Академия работает в штатном режиме. Для поддержки этой работы Комитет по образованию определил четыре региональные инновационные площадки в Адмиралтейском, Василеостровском, Калининском и Приморском районах. Проведена подготовительная работа, и сегодня перед директорским корпусом Петербургской школы мы ставим задачу обеспечить в каждом учреждении создание организационно-педагогических условий для использования стандарта как нового средства управления профессиональным ростом педагогов.

Убеждена, что руководителям образовательных учреждений необходимо учитывать высокий профессионализм наших коллег, их любовь к своему делу, стремление к самосовершенствованию. Это уже несколько десятилетий позволяет достигать высоких результатов в профессии и укреплять авторитет Петербургской школы. Правильное понимание руководителем целей стандарта и следование его идеям, несомненно, даст преимущества как конкретному педагогу, так и всей системе образования.

Среди средств, расширяющих взаимодействие Петербургской школы с общественными институтами, можно назвать и участие в Федеральной целевой программе развития образования. В последние годы эта программа вышла «за рамки» отраслевого документа и приобрела отчетливое социальное звучание. Реализуя предыдущую программу, наш город принял на стажировки почти 10 тысяч специалистов из 47-ми регионов России. Примером развития нашей работы уже в новом формате, является участие школ Санкт‑Петербурга в сети, реализующей в дистанционном режиме инновационные программы поддержки школьных инициатив и проектов. Гимназия № 261 Кировского района, лицей № 410 Пушкинского района и школа № 619 Калининского района летом победили в конкурсе Минобрнауки России и осенью начнут работать в тесном взаимодействии с десятками партнеров по всей стране.

Системообразующим фактором и одним из главных направлений нашей работы является воспитание детей. С уверенностью скажу: в Петербургской школе воспитание было и всегда будет приоритетом!

Важнейшей задачей воспитания является формирование у ребенка гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, способности к успешной социализации. 

С введением новых образовательных стандартов тема духовно-нравственного воспитания в школе приобрела особое звучание. Духовный человек – это гражданин и патриот с сильным характером, умеющий ответственно трудиться и способный адаптироваться к меняющимся условиям. Это человек, ведущий здоровый образ жизни, эстетически просвещенный и нравственно состоятельный, со здоровым чувством национальной гордости и уважением к мировой культуре. При этом он сохраняет доброту и отзывчивость, уважение к младшим и старшим, привержен семейным ценностям.

Одной из основных задач Петербургской школы должно стать развитие системы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания учащихся, которая в нашем городе имеет проверенные временем традиции. Воспитательный потенциал Петербургской школы – это, прежде всего, пространство для формирования гармоничного человека, ответственного гражданина России, для которого базовыми жизненными понятиями являются «долг», «честь», «духовность» и «патриотизм». И здесь, безусловно, важна роль педагога, как носителя «духовных скреп» российского общества. Лев Николаевич Толстой справедливо отмечал, что «Воспитание является искусством, а не ремеслом – в этом корень учительского дела».

В заключение своего выступления я хочу сказать, что рассмотрение вопросов профессионального развития работников системы образования и социальной ответственности Петербургской школы показывает неразрывную связь названных составляющих. Это доказывает не случайность их выбора и огромную важность обсуждения таких вопросов. Городской педагогический совет – это приглашение к размышлению, которое не может быть ограничено форматом одного или нескольких мероприятий. Осознание и осмысление состояния современного образования, роли школы в российском обществе – это постоянный процесс поиска, который ведут не только профессионалы, но и каждый гражданин, проявляющий заботу о будущем своей страны.

Мне хотелось бы поздравить всех вас с наступающим новым учебным годом! Пожелать, чтобы каждый его день был отмечен яркими позитивными надолго запоминающимися событиями! Пусть наша совместная работа сделает 2016-2017-й учебный год новым значимым этапом в развитии системы образования Санкт‑Петербурга на благо юных петербуржцев и во славу нашего Великого города!

 

Дата публикации:
Поделиться