Выступление председателя Комитета по образованию Ж.В.Воробьевой на заседании Правительства Санкт‑Петербурга по вопросу «Об итогах реализации государственной программы Санкт‑Петербурга «Развитие образования» за 2015 год и первое полугодие 2016 года»

Выступление председателя Комитета по образованию Ж.В.Воробьевой на заседании Правительства Санкт‑Петербурга по вопросу «Об итогах реализации государственной программы Санкт‑Петербурга «Развитие образования» за 2015 год и первое полугодие 2016 года». 23.08.2016

 

Сегодня на заседании представляются итоги реализации государственной программы Санкт‑Петербурга «Развитие образования» за 2015 год и первое полугодие 2016 года.

Комитет по образованию является ответственным исполнителем государственной программы и реализует ее вместе с 26 соисполнителями. Среди соисполнителей 8 комитетов и администрации 18 районов Санкт‑Петербурга. Программа состоит из 6 подпрограмм, отражающих все уровни образования и основные направления деятельности Петербургской школы.

Государственная программа была утверждена постановлением Правительства Санкт‑Петербурга 4 июня 2014 года.

Программа имеет важное социальное значение, и ее реализация призвана обеспечить доступность качественного образования для населения.

Обозначу основные количественные характеристики государственной программы «Развитие образования» за 2015 год:

              - ее финансирование составило 95 миллиардов рублей, что составляет почти 21% расходной части бюджета города;

              - показатель эффективности равен 98,7%, что стало вторым результатом среди 17 государственных программ.

             

Самыми значительными по объему средств в 2015 году были Подпрограммы 1 и 2, которые обеспечивали развитие дошкольного и школьного образования. Их финансирование было определено на уровне 35 и 43 миллиардов рублей соответственно.

В виду особой социальной значимости в этих сферах для нас важно 100-процентное достижение показателя «Доступность дошкольного образования» и сохранение работы школ города в одну смену. Для этого осуществлялся комплекс мероприятий.

Работая над решением задач, определенных в «майских» Указах Президента России в прошлом году было создано 10 300 дополнительных мест для дошкольников. Тем самым, несмотря на рост детского населения города, была сохранена доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет.

Дошкольное и школьное образование неразрывно связаны и сейчас они относятся к одному уровню образования - общему. Юные петербуржцы обеспечены местами в школах и Санкт‑Петербург – единственный регион России, который обеспечивает обучение школьников в одну смену. При этом повторюсь - это обеспечено на фоне роста детского населения города. В прошлом году в школы Санкт‑Петербурга пришло 47 000 первоклассников, что на 4 500 человек больше, чем годом ранее. В этом году 1 сентября за парты сядут уже 52 000 бывших дошколят, то есть на 5 000 больше, чем в прошлом году. Тенденция роста численности учащихся сохранится в ближайшие 8-10 лет. Таким образом, в настоящее время первоочередной задачей является строительство объектов образования для надлежащего выполнения государственной программы.

В целом в отчетный период в общем образовании проводилась многоплановая работа:

              - для обеспечения качества обучения вводились федеральные стандарты дошкольного и общего образования, а также начального общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в 13 пилотных школах;

              - развивалось олимпиадное движение - в олимпиадах этого года приняли участие более 250 000 школьников. Это 59% от общего количество петербургских школьников и на 7% больше, чем годом ранее. Победы во всероссийской олимпиаде одержали 204 петербургских школьника, а 10 из них победили на международных олимпиадах по математике, информатике, географии, химии и астрономии;

              - обеспечивалось качественное проведение итоговой аттестации выпускников, которая в Санкт‑Петербурге по эффективности организационно-технологического процесса была признана Рособрнадзором лучшей в России. Наши выпускники в этом году получили 240 стобалльных результатов. Это самый высокий показатель за 3 года.

 

По окончании школы часть выпускников идет в систему среднего профессионального образования. В настоящее время в Санкт‑Петербурге действует 80 профессиональных образовательных учреждений.

В прошлом учебном году всеми профессиональными образовательными учреждениями города реализовывались 202 специальности и профессии среднего профессионального образования. Интерес к его получению заметно растет. В 2015 году прием в профессиональные колледжи и лицеи составил
24 500 человек. В Санкт‑Петербурге работают 2 Базовых центра содействия трудоустройству выпускников на базе Морского технического колледжа и Экспертного центра оценки дополнительного и среднего профессионального образования. Они координируют трудоустройство выпускников профессиональных лицеев и колледжей Санкт‑Петербурга и организуют их сопровождение. Важный показатель эффективности системы среднего профессионального образования заключатся в том, что 89% выпускников трудоустраиваются в течение года после выпуска или продолжают учебу.

Это положение накладывает на нас определенные обязательства, которые нашли отражение в Подпрограмме 3, обеспечивающей развитие среднего профессионального образования. Финансирование подпрограммы составило в прошлом году 7,5 миллиардов рублей. В 2015 году завершилась реконструкция здания Оптико-механического лицея. Город получил образовательное учреждение для подготовки специалистов, связанных с полиграфическим производством и оптикой, оснащенное самым современным оборудованием.

Контрольные цифры приема в профессиональные колледжи и лицеи на следующий год устанавливаются с учетом общего прогноза потребности в кадрах приоритетных отраслей городской экономики. Мы внимательно следим за изменениями на рынке труда и тесно взаимодействуем с работодателями. В прошлом году дополнительно открыто 8 новых специальностей по таким направлениям как судостроение, сварочное производство, водо- и электроснабжение, радиоэлектроника, правоохранительная деятельность.

С 1 сентября открывается еще 18 новых специальностей, в том числе 9, по которым ранее не велась подготовка в Санкт‑Петербурге, таких как информационная безопасность телекоммуникационных систем, радиоаппаратостроение, технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий, земельно-имущественные отношения. Таким образом, общее количество специальностей достигнет 220. В 19 профессиональных образовательных учреждениях организовано получение обучающимися одновременно основного общего и профессионального образования.

С этого года мы приступили к реализации трехлетней Адресной программы социального партнерства учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, и более чем 140 предприятий, организаций и ассоциаций работодателей.

Хотелось бы отметить, что мы работаем над подготовкой «резерва»  по рабочим  специальностям. И это не только традиционная профориентация школьников. Например, в рамках IV Национального чемпионата рабочих профессий «Молодые профессионалы» - WorldSkills Russia - состоялся II Национальный чемпионат JuniorSkills. Впервые от Санкт‑Петербурга в чемпионате участвовали 7 команд школьников в основных и презентационных компетенциях. Все команды из Санкт‑Петербурга завоевали призовые места. В командном зачете в презентационных компетенциях Санкт‑Петербург стал абсолютным лидером в России. Это не только яркий пример творчества петербургской молодежи, но и свидетельство системной работы по повышению престижа современных рабочих профессий.

 

Значимым направлением развития, отраженным в государственной программе, является расширение возможностей получения образования юными петербуржцами. Речь идет о системе дополнительного образования, расходы на развитие которой предусмотрены в Подпрограмме 4. В 2015 году финансирование этой работы составило почти 3 400 миллионов рублей.

Традиционно Санкт‑Петербург называют «столицей» дополнительного образования. Средства, выделенные в государственной программе, позволяют достойно поддерживать этот «статус». Нами не только сохранена доля детей, охваченных программами дополнительного образования, на уровне 87%, но и наращивается образовательный потенциал Петербургской школы. Подчеркну, что названный показатель, значительно превышает плановый, установленный на 2020 год для регионов Указом Президента России.

Представляется важным отметить, что включение детей в систему дополнительного образования имеет социальный контекст. Приведу один пример – 91% школьников занимаются в кружках и секциях, организуемых на бюджетной основе. С начала 2016 года открыто 32 отделения дополнительного образования детей. Таким образом, в 431 школе и профессиональных образовательных учреждениях работают такие отделения. В городе также создаются новые учреждения дополнительного образования – в прошлом году в Каменноостровском дворце открыта уникальная по своим возможностям «Академия талантов».

Знаковым событием 2016 года стало создание Санкт‑Петербургского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Вся организационная работа проведена и уже 15 сентября, здесь, в Смольном пройдет первый съезд регионального отделения. В городе определена 21 пилотная школа для участия в апробации модели нового движения.

 

Важность развития личности ребенка с использованием ресурсов   школы и образовательного пространства Санкт‑Петербурга несомненна. Наша задача – совершенствовать имеющиеся условия. В этой связи на особом контроле находятся вопросы организации отдыха и оздоровления детей. Объем средств на Подпрограмму 5, в рамках которой финансируется детский отдых, в прошлом году составил 2 290 миллионов рублей.

Это позволило в 2015 году за счет средств бюджета
Санкт‑Петербурга предоставить такие услуги 141 000 детей. В этом году мы планируем оздоровить на 8 000 детей больше. Только в летнюю оздоровительную кампанию 2016 года организован отдых 126 000 детей.

Даже во время отдыха детей на каникулах важным является их образование, то есть возможность не только оздоровиться, но и узнать что-то новое и полезное для жизни. Наши педагоги совместно с Академией постдипломного педагогического образования серьёзно работают в этом направлении, создавая широкий спектр программ различной направленности. Это находит не только благодарную детскую и родительскую аудиторию, но и получает высокие оценки специалистов. На слайде представлена информация за последние два года об оценках Минобрнауки России программ отдыха, предлагаемых в Санкт‑Петербурге.

 

Подпрограмма 6 государственной программы Санкт‑Петербурга «Развитие образования» содержит различные мероприятия, имеющие важное профессиональное и социальное «звучание». На их реализацию затрачено 4 миллиарда рублей.

Главными направлениями финансирования являются капитальный ремонт учреждений образования, выполнение обязательств по соглашениям о государственно-частном партнерстве и повышение квалификации педагогов и руководителей. В 2015 году повышение квалификации прошла 31 000 человек, за первое полугодие этого года – уже 15 500.

В прошлом году в соответствии с государственной программой начались мероприятия по продвижению опыта Петербургской школы. Наши лучшие педагоги и руководители образовательных учреждений побывали в Казани, Ростове-на-Дону, Новосибирске и Ереване. До конца года подобные мероприятия планируются в Бишкеке и Ярославле.

Продолжает развиваться инновационная деятельность - растет востребованность образовательными учреждениями статусов региональных инновационных площадок и активность в конкурсах инновационной направленности. Весной 2016 года на конкурс среди учреждений для организации работы в качестве региональных площадок: подано 122 заявки и отобрано 37 лучших. В прошлом году впервые 25 таким учреждениям была предоставлена субсидия на 17 миллионов рублей на приобретение оборудования для реализации проектов. Учреждениями закуплено лабораторное оборудование, интерактивные доски, электронные пособия, планшеты, оборудование для обучения стереометрии и робототехнике.

Нельзя не сказать о том, что именно в рамках Подпрограммы 6 проводится Петербургский образовательный форум. Его значение состоит не только в получении профессионально-общественной оценки Петербургской школы, но и в укреплении имиджа нашего города. По сравнению с прошлогодним форумом, в 2016 году количество участников увеличилось с 6 тысяч до 10 тысяч. Они представляли все регионы России и 23 зарубежные страны. Форум показал высокий интерес наших партнеров к сотрудничеству с Санкт‑Петербургом в сфере образования. Готовится постановление Правительства Санкт‑Петербурга о придании форуму международного статуса.

 

Необходимо отметить, что государственная программа важна как инструмент управления, обеспечивающий включение Санкт‑Петербурга в федеральные проекты. Например, в 2016 году при подготовке к участию в Федеральной целевой программе развития образования и Федеральной целевой программе «Русский язык» на 2016-2020 годы в нашу программу добавлены новые показатели. Отражение в государственной программе Санкт‑Петербурга показателей, соответствующих федеральным программам, обеспечивает соответствие нашей работы приоритетам государственной политики и позволяет привлекать средства федерального бюджета для решения актуальных задач Петербургской школы. В прошлом году город получил в виде субсидий 18 миллионов рублей, в этом году более 20 миллионов.

 

Следует отметить, что реализация государственной программы способствует обеспечению показателей «майских» Указов Президента России. В городе обеспечивается соотношение средней зарплаты различных категорий работников системы образования к зарплате в сфере общего образования или среднемесячному доходу в Санкт‑Петербурге. Небольшое различие есть в оплате труда педагогов дошкольных образовательных организаций, которое будет преодолено в 2016 году.

 

Анализ, проведенный Комитетом по образованию, показывает, что реализация государственной программы Санкт‑Петербурга «Развитие образования» идет в соответствии с утвержденным планом-графиком и есть необходимые ресурсы для достижения в 2016 году плановых показателей.

Дата публикации:
Поделиться