Доклад председателя Комитета по образованию Ж.В. Воробьевой на пленарном заседании VII Петербургского образовательного форума

Доклад

на пленарном заседании VII Петербургского образовательного форума «Профессиональное развитие и социальная миссия современного учителя»

24.03.2016

 

Уважаемые коллеги! Дорогие гости!

 

Сегодня в работе пленарного заседания седьмого Петербургского образовательного форума принимают участие представители педагогической общественности и органов исполнительной государственной власти, гости из нескольких десятков регионов России и 18-ти зарубежных стран. Я рада приветствовать всех собравшихся в этом зале!

Тема пленарного заседания, как и всего Форума продолжает наш разговор  прошлого года об участниках образовательного процесса. Напомню, что годом ранее мы обсуждали особенности мира современного ребенка и связанные с этим новые задачи системы образования. Наша дискуссия сегодня призвана обменяться мнениями о социальной миссии современного учителя, определить перспективные подходы к его профессиональному развитию и, таким образом, обсудить актуальные вопросы развития кадрового потенциала системы образования.

Все мы гордимся нашими учителями и педагогическими коллективами, благодаря которым в образовательных учреждениях создана уникальная образовательная и творческая среда, позволяющая обеспечить качественное образование, личностное развитие детей и их самореализацию в разных видах деятельности.  

Однако новые экономические условия и формирующееся информационное общество ставят систему образования перед необходимостью переосмыслить образовательные цели и задачи, формы и содержание обучения подрастающего поколения.

Естественно, эти изменения не могут не коснуться учителя. Сегодня учитель должен быть не только квалифицированным педагогом, владеющим современными технологиями, но и, прежде всего, открытым всему новому,  внимательным и восприимчивым к интересам школьников.

Только при таком сплаве любви к детям, профессионализме и эрудиции получается, как говорил Л.Н. Толстой, «совершенный учитель»,           и «тем сильнее будет влияние такого учителя на детей, тем более будет доставлять радости каждая его похвала, тем глубже врежется в сердце каждый его упрек.  И, следовательно, все дело воспитания будет несравненно благотворнее».

Еще один вызов времени - это меняющаяся демографическая ситуация. Оценки социологов и демографов свидетельствуют о росте детского населения, и, как следствие, повышение спроса на услуги общего и дополнительного образования, что влечет за собой увеличение нагрузки на систему образования в целом.

Обратимся к цифрам:

- в 2015-м году петербургские школы закончили 23 тысячи выпускников;

- в 1-6-х классах в каждой параллели детей уже свыше 40 тысяч человек;

- в этом учебном году в школы города пришли 48 тысяч первоклассников, что почти на 5 тысяч больше, чем в прошлом году.

По нашим оценкам в ближайшие 5 лет численность петербургских школьников может увеличиться минимум на 70 тысяч человек. Для них нужны новые классы, школы и, конечно, нужны педагоги – талантливые, хорошо подготовленные и увлеченные своей профессией. В абсолютных цифрах это от 5-ти до 6-ти тысяч учителей! Это серьезный вызов. Ответ на него – наша ответственность. Совместная работа с РГПУ имени Герцена позволяет нам справляться с этой ситуацией. Думаю, что в перспективе всем высшим учебным заведениям надо учитывать особенности демографической ситуации в регионе при формировании плана приема на педагогические специальности и при открытии магистерских программ.

Учитель - ключевая фигура образовательного процесса и от качества преподавания зависит качество образования детей. Международные исследования в области образования однозначно фиксируют такую зависимость.

Мы видим в школьной практике, что влияние педагога на учащихся осуществляется различными средствами.

Безусловно, учителя создают микроклимат, напрямую и опосредовано способствующий полноценному развитию ребенка. Кроме того, единство усилий педагогического коллектива, в сочетании с активностью детей и сотрудничества с родителями, приводят к высокому качеству образования.

Это важные компоненты образовательного процесса.

Конечно, основой всего образовательного процесса был и остается педагогический компонент – преподавательская деятельность учителя. Через содержание школьного предмета учитель обеспечивает достижение ключевых целей образования. Предметное содержание сегодня приобретает все более практико-ориентированный характер, традиционные оценки освоения предметов дополняются оценкой достижений учащихся.

Хорошо известно утверждение о том, что качество образования определяется качеством преподавания. Оно однозначно указывает на необходимость выстраивания правильной кадровой политики со стороны органов управления образованием всех уровней и школьных руководителей. На этой основе могут быть определены стратегии роста кадрового потенциала и реализованы планы развития отдельных учреждений и системы в целом.

На уровне региональной системы образования формирование стратегии роста человеческого капитала, на наш взгляд, может быть обеспечено через:

-  привлечение лучших кандидатов в педагоги и создание условий для их закрепления в школах;

- всемерную поддержку индивидуального развития учителей для  постоянного совершенствования их профессиональных качеств;

- сильных руководителей школ и видение ими стратегии развития.

На уровне образовательного учреждения кадровая политика представляет собой систему управленческих решений, создающих условия для развития кадрового потенциала в целях достижения высокого качества образования через обеспечение эффективной работы педагогов.

Анализ кадровой политики школ свидетельствует о том, что в практике российского образования последние 10 лет происходило формирование условий, обеспечивающих развитие человеческого капитала, что полностью соответствует общемировым тенденциям.

На основе анализа можно сделать вывод о том, что кадровая политика может стать эффективным инструментом управления образовательным учреждением и способствовать достижению качества образования при следующих условиях:

- наличие четких целей, их понимание педагогами;

- правильный выбор теоретических оснований, согласованных с российскими и общемировыми тенденциями;

- продуманная практика применения положений кадровой политики и систематическая работа по их совершенствованию.

Социальная миссия педагога проста по форме, но сложна по своей сути. Каждая эпоха привносила в нее новые задачи и «давала» новые определения профессии.

Очень хочется вспомнить слова великого петербуржца Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Любовь к человеку, к природе, к труду воспитывается через любой предмет. И только она - эта любовь - может стать нравственной основой созидательной человеческой деятельности в экономике, политике, искусстве. Потому и говорим мы, что в руках учителя наше будущее, наш двадцать первый век».

А Лев Николаевич Толстой и Василий Осипович Ключевский были убеждены в том, что любовь к делу, любовь к тем, кого ты учишь, является первоосновой учительской профессии. Безусловно, мы всегда должны помнить о вечном и истинном смысле нашей профессии - ее гуманизме.

При этом важную роль в современной системе образования играет эффективное управление. Для осуществления кадровой политики необходимо надлежащее нормативное обеспечение. Эта работа ведется в каждом регионе и, не останавливаясь на ней подробно, приведу внешние оценки работы Петербургской школы. Санкт‑Петербург и еще 2 города России - Иваново и Томск - включены в программу Всемирного банка SABER, которая изучает имеющиеся концептуальные подходы, нормативные документы и диагностические инструменты образовательной политики. В 4-х показателях мониторинга выделены наиболее сильные позиции Петербургской системы образования. Отмечено, что:

- определены ожидаемые результаты работы педагогов;

- созданы условия для привлечения учителей в школы;

- организован мониторинг качества обучения;

- учителя мотивированы к изменениям.

 

Петербургская школа располагает одаренными педагогами и талантливыми управленцами. 12 молодых педагогов Санкт‑Петербурга за последние 3 года становились абсолютными победителями всероссийского конкурса «Педагогический дебют». Город также удерживает абсолютное лидерство по числу победителей и призеров всероссийского конкурса «Директор школы». Это плоды труда всей системы образования и результат политики Правительства России и Правительства Санкт‑Петербурга по повышению престижа учительской профессии.

В Санкт‑Петербурге для поддержки лучших педагогов учреждены различные премии. За 5 лет выплачено 2370 премий на сумму 162 миллиона рублей. В 2015-м году в рамках конкурсного движения поощрены 374 педагога и руководителя.

За пределами Санкт‑Петербурга известны имена Вадима Соломина, Олега Катренко, Максима Шушакова, Натальи Одинцовой. Это победители всероссийских конкурсов «Учитель года», «Учитель здоровья России», Всероссийского конкурса воспитателей. Всех их объединяет молодость и высокий профессионализм. Во многом это результат сложившейся в                 Санкт‑Петербурге системы привлечения молодых педагогов в систему образования. Молодым специалистам предоставлена не только финансовая, но и профессиональная поддержка. В городе созданы педагогические клубы, проводятся молодежные форумы, действует система наставничества.

 

Петербургская школа одной из первых в России перешла на систему «эффективных контрактов» с работниками (2014 год). Это стало одним из средств обеспечения уровня заработной платы педагогов в соответствии с «майскими» Указами Президента России. В прошлом году средняя заработная плата учителей в городе составила 44 тысячи 300 рублей.

Достойные условия работы привлекают молодежь. В этом учебном году к работе в школах приступили 826 молодых специалистов. Это самый высокий показатель за последние годы. Большинство из них остается работать в школах. Привлечению молодежи в учительскую профессию также способствует взаимодействие с РГПУ имени Герцена по организации целевого набора, проведению Герценовских олимпиад молодых учителей, разработке магистерских программ для учителей.

Результатом совместной работы стало введение в университетские программы модулей, обеспечивающих подготовку учителей-предметников           к работе в условиях инклюзивного образования. Это важный прецедент, так как по данным TALIS российские педагоги недостаточно готовы к работе с такими детьми, а с учетом расширения роли и места инклюзивного образования эта задача требует решения. И часто для этого недостаточно возможностей традиционной системы повышения квалификации.

Новым форматом поддержки развития молодого учителя в профессии можно считать проводимые в разных уголках нашей страны региональные и межрегиональные форумы. Только в этом учебном году они прошли в Воронеже, Ижевске, Калининграде, Новосибирске, Пензе, Ростове-на-Дону и Тихвине. Понимая интерес к такому формату работы с молодежью, Санкт‑Петербург с 2014-го года также проводит форум «Молодые – молодым». В прошлом году в нем приняли участие учителя из 7 регионов России и Таджикистана.

Система повышения квалификации педагогов также постоянно совершенствуется. Мы заинтересованы в ее развитии и для ее совершенствования изучаем российский и зарубежный опыт. Как эффективное средство профессионального развития рассматривается сегодня адресная, персонифицированная модель повышения квалификации. Такая модель действует в Санкт‑Петербурге с 2011-го года. В рамках ее реализации в 2015-м году педагогам города предлагалось 258 программ (на 59 программ больше, чем в 2014 году) в 24-х обучающих организациях (РГПУ им. А.И. Герцена, Государственный университет, Институт точной механики и оптики (ИТМО), Государственный торгово-экономический университет, Национальный открытый университет, СПб государственный экономический университет.). Действующая модель эффективна и востребована педагогами.

В прошлом году нами начат новый проект по развитию кадрового потенциала. Инициатива была предложена Губернатором                            Санкт‑Петербурга Георгием Сергеевичем Полтавченко на городском педагогическом совете и предусматривает посещение регионов России лучшими петербургскими педагогами и руководителями с целью представления опыта и ознакомления с другими системами образования.          В прошлом году наши коллеги посетили Татарстан, Ростовскую область и Крым. Эти поездки получили исключительно положительные отзывы, и мы продолжим работу в этом году, предусмотрев не только посещение регионов России, но и стран СНГ. Для нас это возможность понять направление развития Петербургской школы и оценить работу не с привычных позиций региональной «системы координат», а в сравнении с другими регионами. Тем самым мы поддерживаем активный поиск нашими учителями новых педагогических горизонтов, даем им возможность искать ответы на вызовы, ориентируем их работать на будущее, опережая время.

В 2013-м году как общественная конкурсная инициатива начался Межрегиональный проект «Школа – лаборатория инноваций». Проект дал начало «Содружеству школ – лабораторий инноваций» из Санкт‑Петербурга, Москвы, Татарстана, Астраханской, Московской и Новосибирской областей.           С участием школ – членов Содружества прошли конференции и семинары в Москве, Казани и Новосибирске. Этот пример демонстрирует, как из интересного проекта «взращивается» сетевое профессиональное сообщество, деятельность которого направлена на профессиональное развитие его участников.

Во взаимодействии с регионами реализуется Федеральная целевая программа Развитие образования. Только за последние два года на базе созданных в Санкт‑Петербурге федеральных стажировочных площадок прошли обучение более трех с половиной тысяч педагогов из тридцати регионов России.  Работа площадки на базе Городского дворца творчества юных отмечена дипломом Минобрнауки России. Мы уверены в продолжении межрегионального взаимодействия, в том числе на базе федеральных стажировочных площадок в рамках новой ФЦПРО (Федеральной целевой программы Развитие образования на 2016-2020 годы).

Еще одной перспективной формой сотрудничества регионов и профессионального развития учителей становятся педагогические объединения и сообщества, которые способствуют, в том числе,  их личностному росту.   

В Санкт‑Петербурге работают:

- Ассоциация гимназий,

- Ассоциация молодых учителей Санкт‑Петербурга,

-Ассоциации учителей русского языка и литературы, математики и истории, которые привлекаются к проведению региональных исследований качества образования, разработке методических рекомендаций, учитывающих особенности Петербургской школы. 

- Ассоциация негосударственных образовательных учреждений,

- Ассоциация ветеранов педагогического труда, и другие.

Пять лет назад создан Союз педагогов Санкт‑Петербурга. Одним из направлений работы Союза стало проведение для молодых учителей
Санкт‑Петербурга фестиваля «Петербургский урок» и выпуск сборников методических материалов по его результатам. В Фестивале за 5 лет приняли участие более двух с половиной тысяч учителей. Уроки победителей публикуются в электронном журнале «Петербургский урок». В прошлом году был подготовлен уникальный 7-ой выпуск журнала - «Диалог двух городов. Уроки педагогов Симферополя и Санкт‑Петербурга».

В заключение следует отметить, что развитие кадрового потенциала системы образования является сегодня задачей приоритетной. Общество ждёт от учителя соответствия реалиям времени, высокого напряжения труда, динамики мысли, инициативы и полной отдачи сил обучению и воспитанию нового поколения. Главное предназначение учителя – воспитать человека. Это - социальная миссия учителя в прошлом, настоящем и будущем. Наша общая задача – помочь ему в этом.

 

 

Дата публикации:
Поделиться