Тезисы выступления председателя Комитета по образованию Ж.В.Воробьевой на «Круглом столе «Женский вектор развития Санкт‑Петербурга» Евразийского женского форума «К миру, гармонии и социальному благополучию»

Тезисы выступления председателя Комитета по образованию Ж.В.Воробьевой на «Круглом столе «Женский вектор развития Санкт‑Петербурга» Евразийского женского форума «К миру, гармонии и социальному благополучию». 25.09.2015

 

«Образование Санкт‑Петербурга: ресурс развития человеческого потенциала»

 

Тема, обсуждаемая нами в рамках форума, связана с такими значимыми понятиями, как «качество жизни» и «индекс развития человеческого потенциала», которые, в конечном счете,  определяют социальное благополучие каждого отдельного человека, независимо от пола и возраста. 

Отмечу, что женщины, по мнению многих ученых и общественных деятелей, всегда  являлись хранительницами генофонда и традиций в широком смысле слова. Эта роль  определяется законами биологического и социального развития. Женщины, работающие в образовании, способны к самоорганизации, к долговременным совместным действиям, к взаимодействию с административными структурами. Именно  они смогли противопоставить калейдоскопу сменяющихся на государственном уровне установок и приоритетов ясную для всех членов образовательного сообщества просветительскую и объединяющую позицию.

Вместе с тем, традиционная картина преобладания в образовательных учреждениях женщин (и учителей, и руководителей), в современных условиях может быть рассмотрена в несколько другом ракурсе.

Этот ракурс задан особенностями современного образования, которое участвует в развитии гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности личности, способности к социальному и профессиональному самоопределению, в росте человеческого потенциала как важнейшего условия конкурентоспособности страны.

Значимыми показателями развития современного образования выступают такие, как

  • индекс гендерного равенства (равноправия)
  • качество образования,
  • успешная личная и профессиональная самореализация выпускников учреждений общего и профессионального образования.

Санкт‑Петербург как современный образовательный и научный центр выполняет важнейшую функцию наращивания человеческого капитала и развития экономики знаний.  

Сегодня система образования Санкт‑Петербурга в полной мере обеспечивает каждой семье возможность выбора образовательного маршрута своего ребенка на всех этапах образования – от дошкольного до профессионального. В городе функционирует:

1 184 учреждений дошкольного образования;

743  учреждения общего образования (школ, гимназий, лицеев, в том числе, негосударственные);

181 учреждение дополнительного образования детей,

79 учреждений среднего профессионального образования.

Ресурсы образовательных учреждений всех типов и видов, разнообразие реализуемых программ позволяют удовлетворить различные запросы родителей в соответствии с меняющимися социально-культурными условиями.

Меняется общество – меняется и социальный заказ на виды образовательных услуг.

Остается главное - качество школьного образования, направленное на формирование у учащихся, в том числе, общечеловеческой идентичности.

В школе формируются многие представления о профессиональном самоопределении и в целом о жизненной стратегии. Петербургская школа формирует представления о том, что пол не является основанием для какой-либо дискриминации, что  современный гендерный подход в образовании  дает возможность женщине и мужчине пользоваться правами человека во всей полноте этого понятия.

 

Сегодня в системе образования нашего города занято более 70 тысяч педагогических работников.

Результаты анализа гендерного состава занятых в системе образования работников показывают, что доминирующими работниками (от 80% до 90%) в сфере образования по-прежнему остаются женщины, хотя динамика увеличения численности педагогов-мужчин и мужчин-руководителей образовательных учреждений за последние годы имеет положительные  тенденции и  составляет от 1,5% до 3% ежегодно. При  этом, среди педагогов доля мужчин составляет около 8%, а среди руководителей – 11%.

Но для нас важным является не просто численное увеличение количества мужчин-педагогов, а их активность в решении  актуальных задач современного образования и  участие в конкурсном  педагогическом движении,  позволяющем расширить  границы профессиональной культуры учителей.

Приведу некоторые примеры

С 2005 года в городском этапе конкурса педагогических достижений Санкт‑Петербурга приняли участие 1200 человек, из них – 203 педагога-мужчины. 30 педагогов-мужчин становились победителями конкурса в таких номинациях, как: «Учитель года», «Педагогические надежды», «Мастер производственного обучения», «Преподаватель учреждения системы профессионального образования», «Педагог-психолог», «Сердце отдаю детям».

С 2009 года в Санкт‑Петербурге учреждена премия Правительства Санкт‑Петербурга педагогам-наставникам, подготовившим победителей и призеров международных и всероссийских олимпиад школьников. За 6 лет премия вручена 613 педагогическим работникам, из них из них 30 премий за подготовку победителей международных олимпиад  и 583 – всероссийских. 

В числе педагогов, ставших лауреатами премии, мужчин - 26 и 218 человек соответственно.

С 2005 года реализуется конкурсный отбор лучших учителей на получение  денежного поощрения. За время проведения конкурса в нем приняли участие 2291 человек, в том числе 117 мужчин.

Победителями стали 952 человека, в том числе 65 мужчин. По результативности участия лидируют мужчины – число победивших педагогов от числа участников составило  56%, в то время как у педагогов женщин – 41%.

При этом отмечу, что прямого влияния пола учителя на качество образования не установлено. В конечном счете, все определяется личностными  и профессиональными качествами педагога.

В качестве подтверждения отмечу, что Санкт‑Петербург занимает сегодня лидирующие позиции  по развитию системы общего образования и оценке его качества.

В 2015 году модель и критерии Санкт‑Петербургской региональной системы оценки качества образования отмечена как лучший российский опыт Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России.

Положительная динамика повышения качества петербургского образования может быть  наглядно представлена результатами итоговой аттестации учащихся в различных формах, в том числе ЕГЭ, и мониторинговых международных и  общероссийских сравнительных  исследований. Сразу отмечу, что в рамках ЕГЭ 2015 года  все предметы сданы значительно лучше, чем в 2014 году.

А каждый четвертый ученик в Санкт‑Петербурге имеет высокобалльный результат по русскому языку!

При этом подчеркну тот факт, что образовательное пространство петербургской школы характеризуется сегодня как поликультурное. Во всех школах города обучаются дети, для которых русский язык не является родным. Тем не менее, возможность получения качественного образования вне зависимости от пола и национальности  в полной мере обеспечивается каждому ребенку, в том числе, через реализацию индивидуальных образовательных маршрутов.

Мы все понимаем, что озвученные показатели демонстрируют, прежде всего, результат системной работы над методами и формами повышения качества общего образования в нашем городе.

Сегодня учащиеся и выпускники петербургской школы имеют широкие возможности для личностной и профессиональной самореализации. Это означает, что в школах города обеспечен  переход от задачи обеспечения доступности «массового» образования к задаче проектирования пространства для самореализации личности.

Самым востребованным продуктом образования в современной ситуации становится креативность и творчество. И здесь особая роль принадлежит системе дополнительного образования, которая ориентирована на развитие личностного потенциала ребенка.

Так, в учреждениях дополнительного образования Санкт‑Петербурга сохранен приоритет бесплатности и равного доступа детей к его ресурсам, которыми ежегодно пользуются  86,6% от численности детей и молодежи в возрасте от 5 до18 лет вне зависимости от пола.

В учреждениях профессионального образования осуществляется подготовка квалифицированных кадров для приоритетных отраслей экономики Санкт‑Петербурга, таких как: судостроение, энергомашиностроение, автомобильный транспорт, морской и речной транспорт, оборонная промышленность, строительство, сфера обслуживания и общественного питания, пищевая промышленность, городское хозяйство, экономика и управление, педагогика, туристская индустрия.

И здесь так же, как и на любом этапе образовательного маршрута, возможности  для профессиональной и личностной самореализации может найти каждый вне зависимости от пола. Конечно, в меняющихся условиях меняется и картина выбора профессий. Если раньше профессия повара-кондитера  была в большей степени привлекательна для лиц женского пола, то в последние годы приоритеты здесь изменились. 60% выбора данной профессии приходится на мужской пол. Но это лишний раз подчеркивает то, что возможность выбора – за конкретными людьми, а задача образовательной системы – обеспечить гарантии  выбора и создать соответствующие условия! 

Более того, ежегодно увеличивается количество желающих выпускников учреждений профессионального образования продолжить обучение  в системе высших учебных заведений. Сегодня это 21% от общего количества выпускников системы. Опять-таки прямой зависимости  от пола здесь не выявлено.  

В контексте процессов модернизации школы важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности, личной  и гражданской самоидентификации,  правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Как отмечается в Стратегии экономического и социального развития Санкт‑Петербурга на период до 2030 года,  усиление данной функции возможно за счет инвестиций в образование, привлечения в систему общего и профессионального образования города лучших педагогов и научно-педагогических кадров со всей России и мира, поддержки авторских и научно-педагогических школ и других мер, которые позволят создать задел развития человеческого капитала на будущее.

И эта задача  каждый день решается в учебных заведениях  нашего  города высокопрофессиональными, мотивированными на высокий качественный результат людьми, которые с честью и достоинством носят высокое звание «Учитель Петербургской школы»!

 

Дата публикации:
Поделиться