Городской педагогический совет. Доклад председателя Комитета Ж.В.Воробьёвой. 26.08.2015

Тезисы доклада

председателя Комитета по образованию Ж.В. Воробьевой

на Городском педагогическом совете

«Петербургская школа: диалог поколений»

 

БКЗ «Октябрьский», 26.08.2015

 

Тема педагогического совета 2015 года является логическим продолжением темы прошлогоднего заседания, на котором речь шла о традициях и инновациях в образовании. Общение в диалоге педагогов и руководителей, детей и родителей позволяет лучше осознать происходящее, понять веяния времени. Для Петербургской школы такой диалог был и всегда будет необходимым условием преемственности в развитии. Как утверждал Николай Бердяев «каждое поколение имеет цель в самом себе, несёт оправдание и смысл в своей собственной жизни, в творимых им ценностях». Разным поколениям важно лучше понимать друг друга. Понимание возможно только через общение. Это делает диалог способом сохранения и передачи традиций и он необходим для общего блага, для прогресса.

В логике диалога прошел VI Петербургский образовательный форум, вызвавший небывалый интерес не только в России, но и за рубежом. Уверена, что это неслучайно. Мы предложили педагогам и медикам, деятелям культуры, ученым и политикам объединиться в обсуждении мира современного ребенка для определения путей его развития. Заявленная тема стала основой консолидации участников форума. Считаем, что сегодня, как часто уже бывало в нашей истории, это очень важно.

Огромное значение для воспитания у молодого поколения петербуржцев уважения к истории нашей страны имеет празднование 70-летия Победы в Великой отечественной войне. Это реальная возможность для молодежи лучше узнать поколение победителей и стать сопричастными к нашей общей истории.

Юбилею были посвящены сотни различных событий в Петербургской школе. Самыми значимыми из них стали:

 

- торжественно-траурная церемония «Памяти павших - будьте достойны» 6 мая на Пискаревском мемориальном кладбище. В ней приняли участие более 12-ти тысяч школьников;

- 7 мая во всех образовательных учреждениях прошли уроки «Мы внуки страны, победившей фашизм». Уроки провели ветераны, члены Правительства Санкт‑Петербурга и руководители средств массовой информации.

Cобытия, посвященные 70-летию Победы, осенью продолжит проект «Дороги Победы». Все учащиеся 7-х классов за счет бюджета города примут участие в экскурсиях по местам воинской славы Санкт‑Петербурга и Ленинградской области.

Эти и многие другие события вносят достойный вклад в серьезную  работу наших педагогов по воспитанию юного поколения петербуржцев, уважающих историю и традиции нашей страны и нашего славного города.

Помня о прошлом и отдавая ему дань, мы уверенно смотрим в будущее!

Сегодня четко определена стратегия социально-экономического развития России и Санкт‑Петербурга. Ориентиры для развития системы образования заданы в Государственной программе развития образования до 2020-го года, Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020-е годы и Стратегии социального и экономического развития Санкт‑Петербурга на период до 2030-го года. На этой основе образовательные учреждения должны определять новые задачи.

Развитие образовательной системы – это развитие, в первую очередь, почти двух тысяч образовательных учреждений. Каждому учреждению необходимо неповторимое сочетание успешных проектов и технологий, которые уже есть или могут быть созданы в соответствии с новыми реалиями. В организации работы следует особо отметить роль руководителей учреждений и их ответственность, профессионализм и инициативность. Руководитель совместно с педагогами и социальными партнерами  должен определить стратегию развития, для того чтобы сделать учреждение эффективным, востребованным и успешным. Сегодня перед всеми руководителями мы ставим задачу создания новых программ развития учреждений на период с 2016-го по 2020-й год или кардинальное содержательное обновление имеющихся программ.

Школа должна быть саморазвивающейся организацией. Это - условие формирования динамично развивающейся системы образования, которая может генерировать и продвигать инновационные идеи на всех уровнях и среди разных субъектов, а главное - сделать окончание школы успешным стартом в жизни каждого выпускника.

Современные петербургские педагоги стремятся быть на одной волне с юным поколением, живут общими с ним радостями и заботами. Мы с вниманием относимся к общественным оценкам нашей работы.

В Санкт‑Петербурге ведётся изучение «образовательного ландшафта». При поддержке Комитета по образованию реализуются проекты Высшей школы экономики «Карьерные траектории и профессиональная идентичность учителей», «Академическая культура школы и эмоциональное благополучие школьников» и ряд других. По данным социологических опросов сегодня 86% наших старшеклассников высоко оценивают общее состояние системы школьного образования.

Безусловно, сегодня Петербургская школа дает выпускнику хорошие знания. Вместе с тем важны и те жизненные приоритеты, которые определяют для себя наши выпускники. Например, по данным исследований Санкт‑Петербургского Информационно-аналитического центра и Академии постдипломного педагогического образования, более шестидесяти процентов ребят убеждены, что главное для них - стать образованным человеком. Они говорят, что для достижения жизненного успеха нужно хорошее образование и трудолюбие. Еще одним позитивным показателем работы школы и ее ориентированности на интересы учащихся является то, что по окончании школы 95% старшеклассников планируют продолжать учебу. Эти намерения подтверждаются делами. В прошлом году 84% выпускников поступили в высшие учебные заведения, а еще 11% – в профессиональные колледжи и лицеи.

Предпринимаемые в городе меры способствуют росту престижа инженерных профессий - их выбирают почти 20% ребят. Еще 15% выпускников хотят посвятить свою жизнь профессиям, связанным с компьютерными технологиями, а у 12% школьников популярностью пользуется профессия врача.

Это только некоторые черты облика современного школьника. Изменения налицо - мы можем увидеть в нем устремления предшествующих поколений, а также то новое, что привнесло в него наше динамичное время.

Петербургская школа стремится быть современной, сохраняя и приумножая традиции и лучший опыт разных поколений. Это возможно только при условии постоянного развития и, самое главное, - анализа происходящего. Эффективность системы может быть обеспечена на основе  целенаправленного развития. Необходимо отметить, что в стремлении решать экономические задачи, руководители учреждений не должны отодвигать на второй план педагогические вопросы, которые имеют принципиальное значение и ценность для обучения и воспитания детей. Школа – это не только стены и парты, но и, прежде всего, - люди. Директор – это не только управленец, но и учитель учителей. А истинный учитель – это носитель ценностей и личность, интересная ребенку.

Вместе с тем, индивидуальный подход учителя к ученику нельзя обеспечить без индивидуального подхода к самому учителю. Сегодня это краеугольный камень в работе руководителя образовательного учреждения.   

Развитие образовательной системы идет по разным направлениям. Одной из наиболее актуальных наших задач является обеспечение доступности качественного образования.

В Санкт‑Петербурге продолжается работа по выравниванию условий получения образования. Еще три года назад пул наиболее востребованных образовательных учреждений состоял из 20 школ. На прошлом Городском педагогическом совете Губернатор Санкт‑Петербурга  Георгий Сергеевич Полтавченко поставил перед системой образования задачу выравнивания условий для получения высококачественного образования во всех школах. Спустя всего лишь год в результате проделанной работы количество учреждений-лидеров превышает полторы сотни. Это востребованные родителями школы, ежегодно готовящие значительное число победителей всероссийских предметных олимпиад и конкурсов. На этом мы не имеем права останавливаться и продолжим работу. Новые ориентиры нам помогают обозначить сами петербуржцы.

На что обращают внимание родители, выбирая для своих детей детский сад или школу? Критерии у всех разные, но главное, что привлекает их внимание – это, по данным опросов, оснащенность учреждения и его педагогические кадры. Мы, педагоги, понимаем, что оба этих фактора только часть условий обеспечения качественного образования. Тем не менее, на этом фоне все меньше семей готовы сегодня возить детей в школы центра города, так как родителей привлекают новая материально-техническая база и современное оснащение новых школ. Следствием этого в последние три года является уменьшение контингента обучающихся в школах Адмиралтейского, Василеостровского, Петроградского и Центрального районов. Средняя наполняемость классов уменьшилась с 26-х до 23-х человек. А ведь еще пять-десять лет назад школы этих районов сохраняли привлекательность даже для переехавших из центра города семей. Эти школы и сейчас дают высокое качество образования, заложенное десятилетиями традиций, однако этого уже недостаточно для того, чтобы остаться конкурентоспособными.

Администрациям центральных районов и коллективам школ в имеющихся условиях необходимо продумывать пути развития, искать «точки роста», которые позволят преобразить и усовершенствовать образовательную среду. Для организации этой работы Комитетом даны адресные рекомендации.

В этой связи следует привести как пример и поддержать инициативу Адмиралтейского района, где выдвинута и готовится к реализации идея организации дошкольных отделений школ вместо малокомплектных детских садов, размещенных во встроенных помещениях.

Мы считаем, что необходимо тщательно продумывать развитие материально-технической базы учреждений и сделать условия пребывания в них детей более современными, комфортными и привлекательными. К сожалению, особенности расположения образовательных учреждений в историческом центре не позволяют включить их в программы реконструкции. Думаю, что одним из решений могло бы стать проведение капитального ремонта школьных зданий силами администраций районов Санкт‑Петербурга. Пример подобной работы можно найти в Василеостровском районе, где в этом году таким образом отремонтирована школа номер 5 (бывшая гимназия Карла Мая).

Еще одна задача, значимая для всех районов города, - поиск оптимальных возможностей для обучения в будущем большего числа детей. Демографическая ситуация улучшается, а это ведет к росту нагрузки на систему образования в целом. Обратимся к цифрам: в 2015-м году петербургские школы закончили немногим больше двадцати трех тысяч выпускников. В пятые классы перешли уже сорок одна тысяча детей, а первого сентября придут около сорока семи тысяч первоклассников. По нашим оценкам в ближайшие 5 лет численность школьников может увеличиться на семьдесят тысяч человек (2015 – 420 тыс.; 2020 – 492 тыс.). В условиях грядущего увеличения количества детей необходимо проанализировать возможности и для рационального использования школьных помещений.

Сохранив все школьные здания, не позволив их перепрофилировать под другие цели, мы решаем проблему обучения в одну смену в районах сложившейся застройки. А предметом особого внимания города должны стать вновь появляющиеся жилые кварталы.

Конечно, мы рассчитываем на поддержку строителей и ждем ввода новых школ и детских садов, однако и сами должны быть готовы соответствовать реалиям времени. Санкт‑Петербург не должен допустить возникновения в школах второй смены.

Критерием обеспечения качества образования и улучшения условий обучения являются новые федеральные государственные образовательные стандарты. В 2015-м году Петербургская школа полностью перешла на новый стандарт начального общего образования.

Начальная школа четыре года назад первой приступила к введению стандартов и в полной мере раскрыла их возможности. В результате:

- обновлено содержание образования на основе учета задач самой системы, запросов детей и их родителей;

- выстроена система проектной деятельности;

- усовершенствована школьная среда и система сопровождения детей с различными потребностями.

С 1-го сентября 2015 года начнут обучение по новым образовательным стандартам не только все пятиклассники, но и воспитанники дошкольных образовательных учреждений и первоклассники в коррекционных школах.

 Санкт‑Петербург готов к этому переходу:

- в шестидесяти девяти школах всех районов новый стандарт апробирован в пятых и шестых классах. Таким образом, каждая десятая школа реализует стандарт основного общего образования в опережающем режиме. В школах, гимназиях и лицеях продолжается развитие материально-технической базы в соответствии с требованиями стандартов;

- школы обеспечены интерактивным и цифровым оборудованием, учебными лабораториями, компьютерными классами и специализированными предметными кабинетами. Однако, следует отметить, что на обеспечение требований федеральных стандартов необходимо и в дальнейшем выделять средства;

- в соответствии с новыми стандартами ежегодно обновляется фонд учебников и учебной литературы. Для выполнения требований Закона об образовании за последние три года на эти цели из городского бюджета выделено один миллиард четыреста миллионов рублей;

- тридцать одна тысяча петербургских воспитателей и учителей прошли повышение квалификации и подготовлены к обучению детей по новым стандартам;

- образовательные учреждения при реализации стандартов взаимодействуют с семьями обучающихся. Сотрудничество родителей и воспитателей направлено на развитие личности ребенка и обеспечение индивидуального подхода к каждому.

Обеспечению стандартов призвано способствовать внедрение предметных концепций. Это определяет задачи ближайших лет:

- реализация во всех школах историко-культурного стандарта;

- создание сети пилотных учреждений по выработке модели организационного и методического сопровождения математического образования в общеобразовательных школах;

- обсуждение и внедрение концепций школьного филологического, географического и технологического образования, образования в сфере иностранных языков, раскрывающих содержание предметов в рамках стандарта.

В 2016 году будет продолжена успешная практика предварительного объявления тем конкурса учреждений, внедряющих инновационные программы. В прошлом году это позволило увидеть новые школы и новые проекты. Конкурс предоставил возможность ярко заявить о себе сорока одному образовательному учреждению. В следующем году предлагаются три направления, важные для города и связанные с разработкой проектов по внедрению стандартов общего образования.

Сегодня велика потребность:

- в разработке современных моделей воспитания и социализации учащихся;

- в создании нового уклада школы (уклад - целостная социокультурная образовательная среда, интегрирующая разные виды деятельности обучающегося, его родителей, педагогов и других субъектов социализации);

- в проектировании образовательных профилей учащихся;

- в поиске оригинальных решений для организации школьного пространства.

Мы понимаем, что новое содержание образования, заданное стандартами, как и новые технологии обучения не являются самоцелью. За ними и через них каждый педагог и руководитель видят будущее ребенка, его профессию и его жизнь.

Для успешного развития образовательным учреждениям необходимо социальное партнерство. Одно из условий такого партнерства - информационная открытость, которая дает участникам образовательного процесса возможность конструктивно обсуждать цели, содержание и технологии образования. По оценкам экспертов Высшей школы экономики, информационная открытость системы образования сегодня находится на высоком уровне. В прошлой году новой формой обеспечения такой открытости стали общегородские родительские Интернет-собрания, организуемые совместно с различными общественными организациями Санкт‑Петербурга. В новом учебном году такие собрания планируется проводить в интерактивном режиме.

Наиболее ярко и эффективно социальное партнерство разворачивается в системе среднего профессионального образования.

По решению Правительства Санкт‑Петербурга город включен в международную профессиональную конкурсную программу WorldSkills. С учетом требований этого конкурса меняются программы среднего профессионального образования и профессионального обучения. Наш город стал участником «Туринского процесса» по интернационализации среднего профессионального образования, который объединил страны Восточной Европы, Средиземноморья, Средней Азии и Закавказья. Он направлен на улучшение взаимодействия с работодателями и учет их требований при подготовке квалифицированных рабочих и служащих.

Сегодня представители ведущих компаний города участвуют в выработке образовательных программ, устанавливают стипендии для студентов, инвестируют в материальную базу профессиональных образовательных учреждений.

Приведённые сегодня данные о выборе профессий старшеклассниками и имеющаяся статистика поступления учащихся в профессиональные образовательные учреждения не снимают с повестки дня вопроса профориентации школьников. В профориентационных мероприятиях прошлого года принял участие каждый четвертый школьник. Необходимо шире представлять возможности системы среднего профессионального образования Санкт‑Петербурга. Юные петербуржцы должны осознавать – они могут стать успешным и в жизни, имея как среднее профессиональное, так и высшее профессиональное образование.

Рабочие и специалисты со средним профессиональным образованием востребованы экономикой города. В прошлом году на пять процентов увеличился прием на рабочие специальности, вырос конкурс на многие профессии. Реагируя на это, колледжи и лицеи расширяют спектр предлагаемых для освоения профессий, сокращая прием на невостребованные профессии. Обучающиеся сорока шести профессиональных учреждений также осваивают программу среднего общего образования. В поддержку проводимой работы с нового учебного года в девятнадцати учреждениях начнется реализация программы основного общего образования.

Для решения всего многообразия задач, стоящих перед Петербургской школой, для развития личности ребенка важна личность учителя. Для поддержки профессионализма педагогов Правительством  города делается многое.

Мы первым из регионов России перешли на систему эффективных контрактов с работниками. Мы считаем, что не всегда эффективный контракт используется правильно как инструмент управления. Схема, при которой в равной мере поощряются все без исключения работники, неэффективна и нарушает положения Бюджетного послания Президента России 2012 года. Каждому руководителю необходимо четко понимать: система эффективных контрактов должна поддерживать развитие образовательных учреждений, служить стимулом к профессиональному и личностному росту педагогов.

Оценка эффективности деятельности работников важна для подготовки руководителей учреждений к использованию с 2017-го года профессионального стандарта педагога, как нового средства управления. Для выполнения этой задачи с 2016-го года в опережающем режиме региональные инновационные площадки в Адмиралтейском, Василеостровском, Калининском и Приморском районах начнут апробацию организационно-педагогических условий введения профессионального стандарта. Полученный опыт будет предложен для внедрения в массовую практику. Эту работу будет координировать Академия постдипломного педагогического образования.

Многоплановая работа по развитию Петербургской школы имеет четко определенные цели и задачи, закрепленные в нормативных документах. Механизмы контроля состояния образовательной системы и учреждений различны и всем известны. Для систематизации проводимой работы утверждена новая региональная модель оценки качества. Наша модель в минувшем году получила всероссийское признание и отмечена Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации как лучший российский опыт.

Очевидно, что качественное образование – это хорошо организованный совместный труд ученика и учителя в течение всех лет обучения. Введение новых стандартов позволяет сделать этот труд более разнообразным, интересным и творческим. Провести всестороннюю оценку качества образования позволяют мониторинг результатов обучения и участие в международных и всероссийских исследованиях.

Например, в 2015-м году 740 наших учеников 4-х, 8-х и 11-х классов из 32-х учреждений приняли участие в программе оценки образовательных достижений PISA. Результаты пока не объявлены, но уверена, что ребята показали достойный результат. И они будут так же высоки, как в международном исследовании ICILS 2013-го года, по итогам которого петербургские школьники стали лучшими в России. В 2015-м году еще двести двадцать три ученика из восьми школ города участвовали в национальном исследовании качества граждановедческого образования. Результаты проводимых исследований важны для нас и учитываются при принятии управленческих решений.

Новыми инструментами управления в 2015-м году станут независимая оценка качества образования и региональный отраслевой рейтинг общеобразовательных учреждений. Все методики и результаты будут представляться публично.

Независимая оценка качества будет проведена в течение ближайших трех лет в отношении всех образовательных учреждений Санкт‑Петербурга. В 2015-м году будет оценена работа 63 учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию.

В заключение хочу отметить, что сейчас перед всеми нами – семьей,  школой и обществом в целом - стоит сложнейшая задача: не только подготовить молодежь к продолжению обучения, но и сформировать у выпускников чувство ответственности, способность адаптироваться к условиям жизни в обществе, готовность работать вместе с другими людьми и для людей. Сегодня, как никогда ранее, России нужно поколение личностей, уважающих традиции, открытых миру и готовых делать этот мир лучше.

Для педагогов это один из самых любимых праздников, который каждый из нас встречает с новыми планами и надеждами, с верой в перемены к лучшему. Пусть новый учебный год принесет удачу и станет плодотворным. Желаю всем новых успехов в благородном служении делу Просвещения!

 

Дата публикации:
Поделиться