Правительство Санкт‑Петербурга 24.03.2015. Доклад председателя Комитета по образованию Ж.В. Воробьевой «Реализация в Санкт‑Петербурге в 2014 году национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»»

Правительство Санкт‑Петербурга 24.03.2015

Доклад председателя Комитета по образованию Ж.В. Воробьевой

«Реализация в Санкт‑Петербурге в 2014 году национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»»

 

Сегодня на заседании Правительства рассматривается вопрос о реализации в Санкт‑Петербурге в 2014 году национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Напомню, что инициатива реализуется с 2010 года по шести направлениям:

  1. Переход на новые образовательные стандарты.
  2. Развитие системы поддержки талантливых детей.
  3. Совершенствование учительского корпуса.
  4. Изменение школьной инфраструктуры.
  5. Сохранение и укрепление здоровья школьников.
  6. Расширение самостоятельности школ.

В 2014 году в Санкт‑Петербурге завершен переход на новые образовательные стандарты в начальной школе. Сейчас в экспериментальном режиме по ним обучаются учащиеся 5-6-х классов в 69-ти школах. Сегодня 45 процентов школьников учатся по новым стандартам. С 1 сентября этого года 5-е классы всех школ города будут обучаться по новым стандартам. Для этого обеспечено материально-техническое оснащение школ, пополняются библиотеки, организована внеурочная деятельность учащихся, ведется подготовка педагогов.

Новые образовательные стандарты ставят целью формирование у учащихся способности применять знания по разным предметам в дальнейшей жизни. Городской мониторинг 2014 года показал высокий уровень подготовки школьников по новым стандартам. Это говорит об эффективности развивающей работы педагогов с учениками, имеющими разный уровень мотивации к обучению.

 

Для поддержки реализации стандартов в 2014 году изменены условия конкурса инновационных образовательных программ школ. Темы программ заранее определялись исходя из содержания новых стандартов. Это позволило школам более творчески подойти к созданию конкурсных проектов, обобщив в них свой опыт и планы внедрения стандартов. Важно отметить, что в числе 10-ти победителей - 5 школ одержали победу впервые, а среди победителей – общеобразовательные и коррекционные школы, продемонстрировавшие результат на уровне школ повышенного уровня. Это свидетельствует о выравнивании условий обучения и повышении качества образования в целом.

Для сопровождения введения стандартов большое внимание уделено подготовке педагогов. Сегодня каждый учитель, приступающий к работе по новым стандартам, знает, как обеспечить результат, определенный стандартом.

Для обеспечения качества обучения школьников в 2014 году утверждены новая модель, концепция и критерии Региональной системы оценки качества образования. Петербургская модель отмечена Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России в докладе о регулировании образовательных отношений в субъектах Российской Федерации как лучший российский опыт. Впервые в рамках новой модели проведены региональные контрольные работы по русскому языку и математике, по результатам которых на уровне региона выработаны рекомендации для руководителей и педагогов школ.

 

Развитие системы поддержки талантливых детей представляется важным направлением в работе педагога.

Для этого в 2014 году в Санкт‑Петербурге созданы Президентский и Губернаторский лицеи, Академическая гимназия. Этот шаг позволит уже в ближайшей перспективе на новом организационном и научно-педагогическом уровне обеспечивать подготовку будущих исследователей и инженеров, чьи знания внесут вклад в становление экономики знаний и необходимы для инновационного развития города. На базе этих учреждений уже сейчас отрабатываются передовые педагогические идеи, которые будут внедряться в образовательных учреждениях города. Это развитие новых форм конструирования образовательного процесса, системная подготовка школьников в области инженерного образования, программирования, робототехники и нанотехнологий.

Значимым условием поддержки талантливых детей является олимпиадное и конкурсное движение. Включенность в него учащихся в Санкт‑Петербурге ежегодно увеличивается. Так в 2014 году в них приняли участие 77 тысяч человек, что на 2 тысячи больше, чем годом ранее. Результаты выступления школьников в предметных олимпиадах – важный показатель развития системы образования. На слайде представлены статистические данные прошлого года. Победителями и призерами всероссийских олимпиад стали 124 учащихся, награжденных 130-ю дипломами.

Успешны и региональные олимпиады для школьников. Их у нас 13. Подобного разнообразия нет ни в одном другом регионе страны, что позволяет бОльшему количеству ребят проявить себя.

В прошлом году в 6-ти тысячах творческих конкурсах и фестивалях приняли участие 500 тысяч детей и подростков. 2014 год подарил новую культурно-познавательную программу - «Театральный урок в Мариинском». Впервые в ней приняли участие 24 тысячи десятиклассников, что стало новым ярким впечатлением для многих из них.

Импульс работе с одаренными детьми даст недавно созданная Академия талантов, где будут созданы уникальные возможности для их самореализации. Академия, сохраняя исторические интерьеры дворца, будет иметь самое современное оснащение. Академия станет местом, где ребята смогут проявить себя в центре занимательных наук, центре интеллектуальных игр и центре детских и молодежных инициатив. Это  еще раз подчеркивает основную идею Петербургской школы - развивать инновации, сохраняя традиции и обучать воспитывая.

 

Развитие школьников должно достигаться через сохранение их здоровья. Такая задача поставлена перед нашей школой. Ее решение не только в спортивно-массовой и оздоровительной работе - «Президентских состязаниях», «Президентских спортивных играх», игре «Зарница», но и в развитии инфраструктуры для спорта, отдыха и оздоровления детей. Ряд примеров прошлого года наглядно иллюстрируют это:

  • открыто 76 школьных спортивных клубов и их число достигло 336-ти;
  • по проекту «Мой первый школьный стадион» введено 46 объектов, что позволило обеспечить современной спортивной инфраструктурой более 450 учреждений;
  • 34 школы оснащены специальным оборудованием в рамках федеральной программы «Доступная среда». В них создана среда для инклюзивного образования – совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В 2014 году на 7,6 процента увеличился показатель включения детей в программы отдыха и оздоровления. Это обеспечено за счет установления единого меры социальной поддержки для категории «дети работающих граждан» и введения сертификата, позволяющего родителям выбрать организацию отдыха и оздоровления.

 

Педагог и ребенок встречаются не только в школе, но и в музее, в театре, на стадионе, летом в оздоровительном лагере. При этом педагог не только решает образовательные задачи, но и развивает ребенка. Для развития личности школьника важна личность воспитателя, который с ним взаимодействует.

Поддержка профессионализма педагогов и достижение высокого качества образования школьников взаимосвязаны. На основе понимания этого в Санкт‑Петербурге сложилась система совершенствования учительского корпуса:

  • поддержка лучших педагогов;
  • обновление системы повышения квалификации;
  • привлечение в школы молодых учителей.

В прошлом году повысили квалификацию 19 тысяч школьных педагогов и руководителей, что на 20 процентов больше, чем в 2013 году.

Обучение учителей затрагивает широкий спектр вопросов содержания образования и проводится более чем по 450-ти программам. Программы отбираются на конкурсной основе Комитетом по образованию и экспертами. Педагог выбирает не только программы обучения, но и обучающие организации, количество которых с 2011 года увеличилось в 13 раз.  Ими стали не только учреждения постдипломного образования, но и вузы города и учебные центры. Это обеспечило поступательное развитие персонифицированной модели повышения квалификации по принципу «деньги за учителем». Важную роль в обучении педагогов также играют стажировки на базе пяти федеральных площадок, которыми являются лучшие учреждения города. Это и есть реальное «обучение на протяжении всей жизни».

Поставленная Правительством города перед Петербургской школой задача перехода на систему «эффективных контрактов» с работниками школ решена в 2014 году. Это обеспечило рост заработной платы учителя – в нашем городе она равна средней по экономике.

Достойные условия для работы учителей привлекают молодых специалистов. В 2014 году в школы их пришло 806 человек. Это самый высокий показатель за 3 года. Этому значительно способствовала поддержка авторитета профессии педагога со стороны Губернатора и Правительства Санкт‑Петербурга!

 

Результат совместной работы педагогов и школьников зависит и от школьной инфраструктуры. Ученые и педагоги отмечают, что при правильном построении образовательной среды создаются условия для роста мотивации учащихся к познавательной деятельности.

Среда школы является пространством для учебы и творчества. Сейчас она комфортна, безопасна и насыщена современным оборудованием, средствами информационно-коммуникативных технологий, обеспечивает доступ к удаленным образовательным ресурсам. Среда обеспечивает выполнение образовательных стандартов и повышение качества образования. В 2014 году в учреждения поставлено оборудование для 133-х кабинетов физики и химии. 85 школ получили новое учебно-лабораторное и компьютерное оборудование.

В реализации инициативы есть важные социально-значимые аспекты: дистанционное обучение детей-инвалидов и обеспечение учебниками.

Дистанционное обучение сейчас предоставлено 1196 детям-инвалидам. В 2014 году обновлен портал Интернет-поддержки, закуплено новое оборудование для детей и их учителей, родители обучены работе в дистанционном режиме.

В прошлом году за счет средств бюджета Санкт‑Петербурга закуплено учебных пособий для школьных библиотек на сумму более 440 миллионов рублей, что на 56 процентов больше показателя 2013 года. Все школьники города обеспечены учебниками по федеральному перечню изданий.

 

Работа системы образования Санкт‑Петербурга в направлении повышения самостоятельности школ осуществляется в соответствии с принципом государственно-общественного управления образованием. Привлечение общественности - ресурс развития системы образования и повышения эффективности работы учреждений.

Признанием работы Петербургской школы в этой области стало решение Минобрнауки России об открытии в Санкт‑Петербурге четырех федеральных стажировочных площадок. Это позволяет продвигать в России наш инновационный опыт. В 2014-м году стажеры из 13 регионов приезжали в Санкт‑Петербург учиться.

В прошлом году реальным средством оценки качества образования стала независимая оценка качества. Были созданы условия для участия школ Санкт‑Петербурга в семи рейтингах и четырех независимых исследованиях Например, 236 школ повышенного уровня участвовали в проекте «Социальный навигатор» агентства «Россия сегодня». По его итогам 60 школ города вошли в число пятисот лучших, что больше показателя другого авторитетного рейтинга «Лучшие школы России – ТОП-500», в котором представлены 19 других наших учреждений. Это говорит о потенциале роста системы школьного образования.

 

В заключение следует отметить, что в 2014 году финансовое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» из бюджета города составило 8 миллиардов 320 миллионов рублей.

Оценить эффективность работы можно по независимым источникам.

В 2014 году опубликован доклад международной Организации экономического сотрудничества и развития «Измерение инноваций в образовании». В нем проанализированы системы школьного образования 28-ми стран по уровню инновационности.

В докладе отмечено, что система образования России находится на 5 месте из 28-ми. Выделено 9 главных инноваций в российской школе, которые обеспечили достижение такого значительного результата. Наша страна обошла в рейтинге таких признанных лидеров мирового образования, как Гонконг (7 место), Израиль (8 место), Сингапур (10 место) и Японию (15 место).

В достижении таких результатов есть весомый вклад Петербургской школы, так как наш город - признанный лидер российского образования.

Это подтверждается еще одним примером. В докладе Минэкономразвития России о комплексной оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти по итогам 2013-м года отмечено, что Санкт‑Петербург лидирует по динамике социального развития. Мы убеждены, что сохраним эту позицию, учитывая темпы развития системы образования. 

Международная и общероссийская оценка дает импульс к развитию, стимулирует учителей, школьных руководителей, ученых-педагогов и специалистов органов управления образованием делать все необходимое для сохранения достигнутого и новых улучшений. В такой работе – залог успеха и процветания Санкт‑Петербурга.

 

Дата публикации:
Поделиться