Выступление на конференции руководителей дошкольных образовательных учреждений. Заместитель председателя Комитета по образованию И.А.Асланян

Заместитель председателя Комитета по образованию И.А.Асланян. Выступление на конференции руководителей дошкольных образовательных учреждений. 9 декабря 2014 года

 

«Петербургский аспект в реализации государственной политики в дошкольном образовании»

 

Сегодня мы предполагаем обсудить актуальные задачи развития дошкольного образования, обозначить проблемы и перспективы нашей совместной работы.  Нам хотелось бы не только обсудить теоретические основы нового стандарта дошкольного образования, но и перевести разговор в практическую плоскость, услышать ваши суждения и мнения о  проблемных зонах и возможных точках роста.

Приоритетом государственной политики в области образования  сегодня является качество предоставляемых образовательных услуг. Сегодня мы не говорим отдельно о доступности и качестве образовательных услуг. Мы определяем основную задачу – обеспечение доступности качественного образования, в том числе дошкольного.

Сегодня законодательство определяет дошкольное образование как первый уровень общего образования, что свидетельствует об осознании особой важности этого периода в становлении личности ребенка.

В октябре этого года прошел Второй Всероссийский съезд работников дошкольного образования, в котором приняли участие представители всех субъектов Российской Федерации. В рамках этого съезда были обсуждены первые итоги внедрения федеральных государственных стандартов дошкольного образования, вопросы доступности качественного дошкольного образования, повышение престижа профессии  воспитателя, роли семьи в  воспитании  ребенка, развития современной инфраструктуры дошкольного образования.  Все обсуждения на съезде были выстроены вокруг главного приоритета – это обеспечение благополучного и защищенного детства. 

 

Государственная политика в этой области предполагает решение нескольких взаимосвязанных задач, это:

  1. Расширение сети дошкольных образовательных учреждений
  2. Обеспечение нового качества дошкольного образования
  3. Развитие пространственной развивающей среды детского сада
  4. Подготовка педагогов с новой парадигмой воспитания

 

Город предпринимает беспрецедентные усилия для открытия новых мест в дошкольных учреждениях. Для наиболее полного удовлетворения потребностей жителей в дошкольном образовании в Санкт‑Петербурге проведена серьезная работа по созданию новых мест для дошкольников. За  2011-2013 годы  создано дополнительно почти  25 000 мест за счет:

  • Строительства и выкупа у инвесторов зданий детских садов;
  • Передачи в собственность Санкт‑Петербурга и в систему дошкольного образования зданий детских садов, используемых ранее не по проектному назначению; 
  • рационального использования помещений в действующих детских садах;
  • открытия дошкольных отделений в общеобразовательных учреждениях; 
  • открытия групп кратковременного пребывания и семейных дошкольных групп.

Эти мероприятия позволили в 2013 году  перевыполнить взятые на себя обязательства  почти на 1500 мест и открыть дополнительно 11 414 мест для детей дошкольного возраста. Охват детей в возрасте от 1 года до 7 лет дошкольными образовательными услугами в течение  прошлого  года вырос на 4% и составляет сегодня 86,7% от общего количества дошкольников данного возраста, проживающих в Санкт‑Петербурге.

К концу 2014 года запланировано создать дополнительно 9115 мест для детей дошкольного возраста, а в 2015 году – 10300 мест, в том числе более 8 тысяч мест для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

 

В то же время необходимо отметить, что востребованность услуг дошкольного образования в Санкт‑Петербурге постоянно возрастает. Это обусловлено рядом причин:

  • ростом рождаемости;
  • ростом спроса жителей Санкт‑Петербурга на дошкольные образовательные услуги (в связи с необходимостью выхода на работу, повышением привлекательности государственных детских садов из-за достаточно низкого уровня родительской платы и улучшения условий пребывания ребенка);
  • миграцией внутри города, связанной с жилищным строительством в новых районах и отставанием темпов ввода в эксплуатацию социальных объектов по сравнению с темпами ввода жилья;
  • обеспечением услугами дошкольного образования детей из регионов Российской Федерации, детей трудовых мигрантов из СНГ, законно проживающих в Санкт‑Петербурге.

Это делает вопрос обеспечения доступности дошкольного образования одним из самых актуальных в развитии системы образования.

Сегодня мы справляемся с обеспечением местами детей в возрасте от 3 до 7 лет разными формами дошкольного образования, но сохраняется дефицит мест для детей раннего возраста от 1 до 3 лет, особенно в районах активной жилой застройки (Выборгский, Московский, Пушкинский, Красносельский, Приморский и Невский районы).

Поэтому сегодня особенно актуально продолжать работу по расширению форм и способов получения детьми дошкольного образования, по развитию вариативных форм дошкольного образования: групп кратковременного пребывания с организацией и без организации питания, семейных дошкольных групп, дошкольных отделений в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, негосударственного сектора дошкольного образования.

Сегодня в городе активно развивается инфраструктура для развития детей раннего возраста: группы присмотра и ухода, лекотеки, консультативные пункты психолого-педагогической поддержки и сопровождения семей с детьми раннего возраста, семейные клубы на базе действующих образовательных организаций и организаций социально-культурной направленности.

Особой заботой окружены дети с ограниченными возможностями здоровья. С целью предоставления равных возможностей детям в получении дошкольного образования в Санкт‑Петербурге функционирует сеть дошкольных образовательных учреждений и групп для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это более 480-ти  детских садов компенсирующего и комбинированного вида, которые посещают дети с нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, центральной нервной системы, с задержкой психического развития. Созданы условия для дошкольного образования детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, сложным дефектом развития, аутистическим синдромом.   

Важное значение для работы с такими детьми и их родителями имеют службы ранней помощи, консультативные центры, логопедические пункты.  Активно развивается инклюзивное образование. Хочется еще раз отметить,  что позиция нашего региона – развитие инклюзивного образования наряду с сохранением и развитием коррекционного образования. Шаги в направлении инклюзии делаем осознанно и осторожно. Такая позиция нам всегда представлялась правильной, а теперь это подтверждается и новыми нормативно-правовыми документами Министерства образования и науки РФ.

Важно отметить, что открытие новых мест в дошкольных образовательных учреждениях идет с учетом требований новых федеральных стандартов дошкольного образования.

Немного остановлюсь на основных принципах нового федерального стандарта дошкольного образования, стандарта, нацеленного на развитие ребенка с учетом его желаний, интересов, потребностей и способностей. Идея сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека является главенствующей в тексте стандарта и красной нитью проходит через требования к основным общеобразовательным программам, требования к условиям реализации программ и требования к результатам дошкольного образования.

Внедрение новых федеральных стандартов  предполагает оснастить пространственную среду дошкольного учреждения под возможности и потребности каждого ребенка, эта среда должна трансформироваться под желание ребенка. 

Напомню основные принципы новых федеральных стандартов дошкольного образования:

  1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
  2. Обогащение   детского развития;
  3. Индивидуализация дошкольного образования;
  4. Сотрудничество дошкольного учреждения  с семьей;
  5. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Внедрение этих принципов должно стать основой работы дошкольной организации на  современном этапе. 

Мир стал другим, сегодня главным в воспитательной программе педагога становится каждый ребенок с его индивидуальными возможностями. Мы не обучаем в детском саду! Мы формируем маленького человека, поддерживая его инициативу и желание познавать мир, себя, своих друзей. Задача каждого педагога создать атмосферу коллективного творчества, когда ребята учатся не просто проводить время в социуме, они учатся взаимодействовать друг с другом, со взрослыми. У наших маленьких граждан формируется умение управлять своими эмоциями, делать усилия над собой, умение добиваться поставленной цели (речь идет о волевой и эмоциональной сфере ребенка). Новый федеральный стандарт дошкольного образования ориентирует нас именно на такую парадигму воспитания.

 

Есть утверждение, что новый стандарт это стандарт условий. А одним из важнейших условий успешной реализации стандарта является педагог. Именно педагогу принадлежит ключевая роль в этом процессе.  

Воспитатели, которые будут реализовывать данный стандарт, должны владеть достаточно большим объемом психологических знаний и обладать теми компетенциями, которые заложены в данном стандарте. Так же как и сам стандарт, воспитатель должен быть   сосредоточен на ребенке, независимо от особенностей его развития, здоровья, мировосприятия. При  выстраивании взаимодействия с детьми,  современный педагог  занимает роль посредника и намеренно приглушает свою субъективность в пользу ребенка.  Воспитатель  поддерживает и поощряет активность, любознательность, инициативность ребенка.

Одной из актульных задач является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Образовательная система Санкт‑Петербурга  предоставляет   обширные возможности для педагогов в части образования и самообразования: от курсов повышения квалификации до  сетевого взаимодействиях между образовательными учреждениями. Здесь важную методическую роль играет Санкт‑Петербургская академия постдипломного педагогического образования, перед которой поставлены задачи: разработка и апробирование новых образовательных программ, обучение педагогов (и здесь очень важно, чтобы программы обучения  были современны и содержали практический опыт ведущих педагогов и учреждений в целом). 

Еще одна важная задача - это повышение культуры педагогической грамотности семьи. На это должна быть нацелена работа всего педагогического коллектива. Это может быть и совместная работа по организации образовательного и воспитательного процесса, и работа вариативных групп, консультативных центров, родительских конференций и другие формы взаимодействия.

 

В Санкт‑Петербурге системно реализуются мероприятия по внедрению ФГОС дошкольного образования.   

С этой целью Комитетом по образованию:

- разработан План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Санкт‑Петербурге на 2014-2016 годы,

- расширен состав Координационного совета по реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования,

- определен перечень пилотных площадок – образовательных организаций для апробации введения ФГОС дошкольного образования (9 детских садов и 1 отделение дошкольного образования в школе),

- ежемесячно проводятся совещания и семинары со специалистами районов по вопросу организации введения ФГОС дошкольного образования.

 

Методическое сопровождение введения ФГОС дошкольного образования осуществляет  Санкт‑Петербургская академия постдипломного педагогического образования. 

 

Из  современной идеологии дошкольного образования вытекают задачи, которые должен решать каждый руководитель дошкольного  учреждения. Это:

  1. Развитие материально-технической базы дошкольного учреждения (вами уже проведен мониторинг условий внедрения новых стандартов, теперь необходимо эффективно планировать расходование средств именно на создание развивающей пространственной среды учреждения)
  2. Предоставление вариативных форм дошкольного образования

(сегодня каждый детский сад может и должен открывать группы кратковременного прибывания, семейные группы, консультативные центры)

  1. Создание   творческой группой педагогов образовательной программы дошкольного учреждения 
  2. Поиск новых форм вовлечения родителей в совместный воспитательный процесс
  3. Использование современных возможностей для разнопланового обучения  педагогов.

Еще раз напомню основную идею стандарта - «Дошкольник – счастливый ребенок».  Пусть  реализация всех наших планов  идет именно под таким девизом.

 

 

 

Дата публикации:
Поделиться