Выступление председателя Комитета по образованию Ж.В.Воробьёвой на Городском педагогическом совете

ДОКЛАД

Председателя Комитета по образованию Ж.В. Воробьевой

на Городском педагогическом совете

 

БКЗ «Октябрьский», 26.08.2014

 

Уважаемые участники Городского педагогического совета!

 

Петербургская школа на протяжении уже многих лет является бессменным лидером российского образования. Правительств города уделяет огромное внимание развитию нашей отрасли. В центре внимания принятой Стратегии экономического и социального развития до 2030 года находится человек - петербуржец. Он является главным достоянием города, нашим стратегическим ресурсом. Самую большую ценность в Санкт‑Петербурге сегодня создаете вы, уважаемые коллеги. Именно вы приумножаете человеческий капитал. И общий успех Стратегии-2030 зависит, прежде всего, от вашей успешной работы. От осознания вами своей профессиональной миссии. От способности каждого ежедневно использовать свои знания, опыт и авторитет для формирования лучших качеств личности ребенка.

Среди 17-ти Государственных программ Санкт‑Петербурга, принятых во исполнение Стратегии, одной из первых была утверждена программа «Развитие образования». Ее финансирование превысит 740 миллиардов рублей. У Петербургской школы сегодня есть все необходимое, чтобы внести решающий вклад в реализацию Стратегии.

Во-первых, мы с вами знаем, что делать. Причем не только завтра, но и послезавтра. Зафиксированные в Стратегии цели и показатели просчитаны и полностью соответствуют задачам повышения доступности и качества образования.

Во-вторых, у нас есть, на чем делать. Материально-техническая база образования очень серьезно обновилась. Только с 2011 по 2014 год в процессе перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты почти 4,5 тысячи классов начальной школы получили современное интерактивное оборудование. За этот же период открыты 16 новых школ и 36 детских садов, введены в эксплуатацию 115 школьных стадионов. 472 школы получили учебные лаборатории, компьютерные классы и предметные кабинеты в рамках федерального проекта по модернизации региональных систем общего образования.

В-третьих, мы знаем, как делать. Многолетние традиции петербургской школы постоянно подкрепляются новыми победами и достижениями. По итогам прошлого года 18 школ города вошли в рейтинг «500 лучших школ России». Растет представительство Санкт‑Петербурга на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников. В финале 2014 года приняли участие 355 юных петербуржцев. Из них 124 стали победителями и призерами. В общей сложности для города завоеваны 130 дипломов. За три последних года на 36% выросло и число участников регионального этапа Всероссийской олимпиады.

Ну и, в-четвертых, самое главное – у нас есть, кому решать стратегические задачи. Петербургская школа располагает уникальным кадровым потенциалом – и одаренными педагогами, и талантливыми управленцами. Четвертый год подряд мы удерживаем абсолютное лидерство по числу победителей и призеров всероссийского конкурса «Директор школы». 12 молодых педагогов Санкт‑Петербурга за этот период становились абсолютными победителями всероссийского конкурса «Педагогический дебют». Это плоды упорного труда всей образовательной отрасли.

Высокий уровень Петербургской школы подтвердили и результаты недавнего Единого государственного экзамена. В этом году по всей России были приняты беспрецедентные меры информационной безопасности. И в этих условиях итоги ЕГЭ у нас оказались сопоставимы с итогами 2012-го и 2013-го годов. Так что если ужесточение процедуры и стало для кого-то потрясением, то только не для наших выпускников.

От нас, конечно, потребовались серьезные усилия, чтобы подготовить около 200 пунктов проведения экзаменов. Все аудитории были оборудованы средствами видеонаблюдения с обеспечением видеозаписи и on-line трансляции. Но мы еще раз доказали, что в Санкт‑Петербурге ЕГЭ всегда проходил честно.

Пользуясь случаем, хотела бы поблагодарить вас за качественную организацию ЕГЭ. Я знаю, что еще прошлым летом в обиход некоторых вузов вошла фраза «100 баллов по питерскому счету». Думаю, теперь она станет крылатой.

Сегодня петербургские учителя и воспитатели активно повышают квалификацию, участвуют в конкурсах профессионального мастерства, получают государственные награды. В 2014 году достигнут максимальный рост количества образовательных организаций, предложивших педагогам свои программы повышения квалификации. Сейчас их 23. Это значит, что в 2011 году был взят правильный курс на расширение форматов переподготовки и повышения квалификации педагогов.

Есть и другие факты, на первый взгляд – не очень громкие, но для нас с вами – «говорящие» о многом. Они помогают понять, какие значительные изменения произошли в Петербургской школе за последние годы, и по достоинству оценить вклад Санкт‑Петербурга в общее дело российского просвещения.

Как разработчик схемы нормативно-подушевого финансирования образования, наш город первым начал работать по 83-му Федеральному закону. Мы убедились сами и убедили других, что новая нормативно-правовая база делает работу отрасли более эффективной. Санкт‑Петербург активно участвовал в подготовке нового федерального Закона об образовании. Город одним из первых в России принял региональный Закон об образовании. А в этом году раньше всех устранил несправедливость в отношении золотых медалистов – Правительство Санкт‑Петербурга учредило знак «За особые успехи в учении». Им могут награждаться не только выпускники-отличники, но и победители предметных олимпиад.

Санкт‑Петербург выделил в полном объеме бюджетные средства для финансирования внеурочной деятельности, как это предусмотрено новыми стандартами. Тем самым город не только укрепляет статус столицы дополнительного образования, но и решает важнейшую социальную проблему. Более 85% наших детей заняты после уроков, что существенно превышает даже плановые показатели 2018 года в большинстве российских регионов. В школах города работают 325 отделений дополнительного образования и 336 спортивных клубов. Приближение дополнительного образования к месту проживания и обучения ребенка – одна из отличительных черт Петербургской школы.

Хочу напомнить, что город снял с повестки дня еще один острый вопрос, волновавший родителей. Сегодня 100% учебников для школьных библиотек закупается из средств бюджета Санкт‑Петербурга. В прошлом году на эти цели было направлено более 350 миллионов рублей и еще 34,5 миллиона рублей из федерального бюджета. В этом году город выделил более 440 млн рублей. Соответствующая статья финансирования предусмотрена и в Государственной программе Санкт‑Петербурга «Развитие образования».

В целом бюджет городской сферы образования за 3 года увеличился почти в полтора раза – с 63-х до 93-х миллиардов рублей. Внушительные темпы роста связаны, прежде всего, с выполнением «майских указов» Президента России. Но Санкт‑Петербург не ограничился простым повышением уровня заработной платы учителей до среднего значения по экономике региона. С 1 января 2014 года все учреждения дошкольного и общего образования города, а также учреждения дополнительного и профессионального образования, находящиеся в ведении Комитета по образованию, перешли на систему «эффективных контрактов».

Здесь мы также лидируем среди российских регионов. И это не случайно. Обостренное чувство справедливости для нашего города – такая же характерная черта, как и знаменитый «петербургский патриотизм». А система «эффективного контракта» более чем справедлива. Оплата труда педагога зависит от прогресса ученика, от того, какой шаг вперед сделал сам ребенок. Избавился ли он от двоек или от троек, участвует ли он в олимпиадах и конкурсах. Таким образом, создаются условия для поощрения качественно работающих педагогов, а, следовательно – для прогресса всей системы образования.

 

Стратегические интересы города требуют от нас серьезных шагов, направленных на повышение качества образования. Например, проблему набора в популярные школы нельзя решить, переписывая Положение о приеме или создавая все новые и новые учебные комплексы. Правильнее задаться целью и выровнять привлекательность школ внутри районов и микрорайонов. Петербуржцы должны быть уверены: куда бы ни пошел их ребенок, его будут учить хорошо.

У нас прекрасно работают так называемые статусные образовательные учреждения. Сегодня их 253, или более трети от общего числа, и все они получают дополнительные средства за счет увеличения нормативов на оказание государственных услуг. В 2014 году для поддержки одаренных детей решением Правительства города были созданы Президентский и Губернаторский лицеи, а также «Академическая гимназия». И в дальнейшем сохранение и развитие гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением предметов останется одним из приоритетов региональной образовательной политики.

Но при этом мы можем и должны поднять образовательную планку обычных школ. Класс работы, как известно, определяется не только по лучшим достижениям. В ближайшей перспективе повышение качества образования будет во многом зависеть от того, сумеем ли мы повысить уровень общеобразовательных школ. Поэтому необходимо проанализировать комплектование каждой школы и для школ с низкой наполняемостью составить программу действий.

Что нужно делать, чтобы в школу пришли яркие педагоги, увлеченные своим делом и любящие детей? Как организовать работу, чтобы каждая школа стала неповторимой, чтобы она отличалась от других? Ответы на эти вопросы должны искать все вместе и принимать необходимые решения.

Правительство города заинтересовано в эффективной работе каждого учителя и каждого директора. Для этого важно своевременно подтягиваться к лидерам. К тем, у кого появляется что-то новое в технологиях преподавания или методах обучения. Отсюда повышенное внимание Правительства города к инновационной деятельности педагогов и школьных коллективов.

Сегодня пять образовательных учреждений Петербурга имеют статус федеральных стажировочных площадок. Город проводит конкурс инновационных продуктов, широко распространяет передовые идеи, выделяет в штатных расписаниях учреждений ставки для руководства и осуществления инновационной деятельности.

Мы систематизировали работу экспертного совета. В этом году определен новый порядок определения инновационного статуса образовательных учреждений Санкт‑Петербурга. При этом изменятся условия их финансирования. Город принимает на себя дополнительные финансовые обязательства по поддержке инновационных «точек роста» в образовании. Со следующего года в госпрограмме Санкт‑Петербурга «Развитие образования» предусмотрены средства на приобретение оборудования для реализации проектов региональных инновационных площадок.

Последний конкурс учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, показал, что инновации могут успешно работать не только на повышение качества образования, но и на обеспечение доступности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Так среди 10 победителей конкурса 2014 года – 3 таких школы. Считаю, что нельзя противопоставлять инклюзивное образование и систему специального образования детей с ограничениями по здоровью.  Они должны дополнять друг друга.

В Санкт‑Петербурге сохранена и успешно функционирует уникальная сеть из 56 специальных образовательных учреждений и 218 классов, в которых детям оказывается комплекс образовательных, реабилитационных и оздоровительных услуг. При этом город с 2012 года включился в реализацию федеральной программы «Доступная среда». Ее участниками уже являются 35 учреждений. Для поддержки инклюзивного образования в этих школах создается доступная среда, приобретается специальное оборудование. Примеры такого уникального оборудования вы видели сегодня на выставки до начала педагогического совета.

Дальнейшая задача города – постараться оборудовать для детей-инвалидов доступную среду в школах по месту жительства. Создать им условия для проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение со сверстниками.

Кстати, новый государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья сейчас тоже разрабатывается в Санкт‑Петербурге. В этой работе Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена основывается, главным образом, на традициях и достижениях именно Петербургской школы.

Новые возможности для распространения передовых идей наших педагогов каждый год открывает Петербургский образовательный форум. В этом году он собрал рекордное число участников. У нас побывали представители всех регионов страны, включая Крым и Севастополь, а также многочисленные зарубежные гости. Растущий интерес к Форуму позволяет говорить о Санкт‑Петербурге как о ведущей дискуссионной площадке России по вопросам образования. Наш город уже сегодня готов предложить свои проекты развития для общего и дополнительного образования.

Тесное взаимодействие Правительства Санкт‑Петербурга и Министерства образования и науки России позволило получить из федерального бюджета дополнительные средства в размере 1 миллиарда рублей на создание и оборудование мест в детских садах. За счет средств бюджета Санкт‑Петербурга и средств федерального бюджета в 2014 году будет открыто 9115 новых мест для детей дошкольного возраста. Напомню, что за три предыдущих года Санкт‑Петербург дополнительно создал порядка 25-ти тысяч мест – столько же, сколько за период с 2004-го по 2011-й годы. Проведенная работа позволила обеспечить услугами дошкольного образования 83% детей.

При всем уважении к строителям, 36 детских садов, открытых с 2011 года по настоящее время, дали Петербургу 11 тысяч мест. Остальные 14 тысяч мест созданы напряженным трудом всей образовательной отрасли. За счет развития вариативных форм, открытия в помещениях школ и учреждений дополнительного образования отделений дошкольного образования, центров развития, групп кратковременного пребывания.

Для решения поставленной Президентом России задачи по обеспечению доступности дошкольного образования, Правительство Санкт‑Петербурга достигло договоренности с застройщиками о строительстве жилых домов вместе с новыми образовательными учреждениями. При этом одновременно город исправляет дисбалансы в сети дошкольных образовательных учреждений.

Соответствующие проекты уже заложены в Государственные программы Санкт‑Петербурга. К 2021 году город рассчитывает получить в собственность десятки новых детских садов. Выполнение этих планов потребует дополнительных усилий, но уже не только от образовательной, а и от строительной отрасли в целом. Это стало уже нашей общей задачей.

Удовлетворенность населения доступностью и качеством реализации программ дошкольного образования – один из индикаторов качества жизни. За два последних года он вырос в Санкт‑Петербурге с 76 до 83%. Мы включили этот индикатор в мониторинг хода реализации Стратегии-2030.

В систему мониторинга включены и два показателя для профессионального образования. Его роль в экономическом развитии города трудно переоценить. Успех Стратегии-2030 невозможен без расширения спектра программ подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров. Предприятиям города нужны высококвалифицированные рабочие, служащие и специалисты среднего звена.

Три года назад на городском педсовете была поставлена задача создания в Санкт‑Петербурге многофункциональных центров прикладных квалификаций. Сегодня у нас 7 таких центров. Они готовят рабочих для традиционно важных отраслей – автомобилестроения, судостроения, энергомашиностроения, туризма и других. Только за 2013 год на базе центров прошли обучение более 12-ти тысяч человек. Все больше учреждений профессионального образования ориентируют свои программы на потребности реального сектора экономики. Число прямых договоров, заключенных с предприятиями, в 2014 году достигло 1600. 

Широкий спектр специальностей, гарантия трудоустройства, высокая оплата – все эти факторы способствуют тому, что в текущем году отмечен
5-процентный рост приема в профессиональные образовательные учреждения. Сегодня в них поступает каждый четвертый выпускник 9-х и 11-х классов. А поступало бы еще больше, если бы молодежь и родители знали о новых возможностях системы среднего профессионального образования, о достойных условиях труда и солидном социальном пакете его выпускников.

Обо всем этом нужно рассказывать петербуржцам, чтобы сформировать правильное отношение к стратегическим интересам города и страны. Чем энергичнее будет Россия замещать импорт и развивать собственное производство, тем выше будет спрос на высококвалифицированных рабочих.

Будем укреплять и такую яркую традицию Петербургской школы, как ежегодные городские конкурсы профессионального мастерства «Шаг в профессию» в рамках Международного форума «Российский промышленник». В прошлом году конкурсы проводились по 34 профессиям, наиболее востребованным на рынке труда. В этом году сформированная из победителей конкурса объединённая команда города заняла 4-е место на II Национальном чемпионате World Skills Russia в Казани. Кроме того, Правительством принято решение о вступлении Санкт‑Петербурга в международное движение World Skills.

В целом вектор профессионального образования Петербурга, как говорят математики, сонаправлен Стратегии-2030. Это хорошо, потому что стыковка краткосрочных планов с долгосрочными, приведение всех прежде разработанных городом концепций в соответствие со Стратегией. Но возвращаясь к началу нашего разговора, хотелось бы, чтобы за важными текущими делами мы не забывали о самом главном – система образования города формирует Петербуржца.

Все ресурсы, которыми сегодня располагает образовательная отрасль, все возможности нашего города должны работать на приобщение детей к уникальной петербургской культуре и воспитание школьников в лучших петербургских традициях.

На наших международных культурных и образовательных форумах мы не раз обсуждали, как лучше использовать культурно-историческую среду для формирования у школьников нравственных ценностей. Современные проекты для детей и молодежи сегодня реализуют такие бастионы нашей культуры, как Эрмитаж и Русский музей. В последние годы активно заявили о себе новые проекты и музеи – Музей Воды «Водоканала», «Гранд Макет Россия» и другие. Мы также с нетерпением ожидаем начал строительства Городского дворца науки и техники школьников, который даст возможность детям заниматься изучением природных явлений, наблюдать за звездами и на себе испытать различные физические состояния.

2014-й год дал старт новому творческому проекту «Театральный урок в Мариинском». Для учащихся 10-х классов организованы экскурсии, творческие задания и посещение спектаклей. Только в первом полугодии Мариинский театр посетили более 13 тысяч десятиклассников.

Нам необходимо активнее задействовать уникальные возможности, города, в котором мы живем. Для этого предлагаю использовать «Паспорт юного петербуржца», где необходимо отражать посещение театров, концертных залов, библиотек и экскурсий. Пусть школьники под руководством учителей, следуя их рекомендациям, вместе с родителями познают богатства культурной столицы России. Ученик за 11 лет школьной жизни сможет планомерно и неформально заполнить свой «Паспорт юного петербуржца», который станет впоследствии составной частью портфолио выпускника.

В этом году наши старшеклассники написали пробное сочинение по литературе. Несколько тем были связаны с историей и культурой Санкт‑Петербурга. Это позволило ребятам показать свои знания не только в литературе, но и истории и краеведении. Считаю, что опыт написания пробных сочинений в 10-х классах надо обязательно сохранить именно в этом формате.

Воспитание патриотизма начинается с любви к родному городу. Но даже в Санкт‑Петербурге проявление этой любви не должно ограничиваться созерцанием красоты. Любовь должна быть деятельной. Хотелось бы, чтобы школьники не только участвовали в таких замечательных проектах, как выступление сводных хоров или акция «Танцующий Невский», но и вносили посильную лепту в убранство города. Например, было бы замечательно, если бы ко Дню города каждое здание школы, колледжа и лицея украшалось цветами. Причем посадочный материал могут вырастить сами ученики. Да и цветочные ящики могли бы сделать в мастерских школ и профессиональных лицеев. «Цветы – любимому городу» – вот подходяще название для такой акции.

Считаю, что Санкт‑Петербург может стать инициатором новых проектов, обладающих высоким воспитательным потенциалом. Уже не один десяток лет мы говорим о недостатке новых хороших фильмов, книг и песен для детей и юношества. Предлагаю инициировать проведение в нашем городе с 2015 года всероссийского конкурса песен для детей и юношества. Такой конкурс мог бы стать местом встречи лучших представителей российской творческой интеллигенции, композиторов и поэтов, с детьми и молодежью. А уникальная петербургская «подпитка» может придать конкурсу особый заряд гуманизма.

 

Сегодня мы определяем основные ориентиры дальнейшего развития системы образования. Старт нового учебного года совпадает с очень ответственным периодом в жизни Санкт‑Петербурга, который в последнее время поступательно развивается. Позитивные изменения происходят во всех сферах нашей жизни, в том числе в образовании. От нас с вами, от нашей гражданской активности во многом зависит необратимость достижений и стабильное развитие нашего любимого города.

В завершение своего вступления, позвольте мне искренне поздравить вас   с началом нового учебного года. Школа, сформировавшаяся и развивающаяся в уникальной социокультурной среде Санкт‑Петербурга, имеющая такие педагогические кадры, такие педагогические традиции и такую поддержку городского Правительства, не могла не занять передовых позиций в российском образовании.

Петербуржцы доверили нам самое дорогое – своих детей, от малышей до уже входящих во взрослую жизнь подростков. Вы, уважаемые педагоги, отдаете им свои знания, свой опыт и свою любовь. Качественное образование обеспечивается вашим профессионализмом и творчеством. Без этого не было бы такого уникального явления как Петербургское образование.

Дорогие коллеги, будьте счастливы, здоровы! Пусть сбываются ваши планы и осуществляются мечты!

Вместе Мы – ПЕТЕРБУРГ!

 

Дата публикации:
Поделиться