О ходе исполнения Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Санкт‑Петербурге на период 2013-2018 годов» в 1 полугодии 2014 года. Выступление председателя Комитета по образованию Ж.В.Воробьёвой на заседании Правительства Санкт‑Петербурга

О ходе исполнения Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Санкт‑Петербурге на период 2013-2018 годов» в 1 полугодии 2014 года. Выступление председателя Комитета по образованию Ж.В.Воробьёвой на заседании Правительства Санкт‑Петербурга. 19.08.2014

 

Сегодня на заседании Правительства Санкт‑Петербурга представляются результаты реализации в 2013-2014 годах «дорожной карты» для отраслей образования и науки. «Дорожная карта» принята в апреле 2013 года и рассчитана на период до 2018 года.

«Дорожная карта» разработана в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 и №599. Основа создания «дорожной карты» - распоряжения Правительства Российской Федерации (от 26.11.2012 №2190-р и от 30.12.2012 №2620-р). «Дорожная карта», вне сомнения, серьезный межведомственный документ, в реализации которого участвуют 12 отраслевых комитетов и администрации всех районов города. В нее включено 130 мероприятий.

Предпосылки к реализации «дорожной карты» были заложены достижениями Петербургской школы в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

 

Первое направление «дорожной карты» - изменения в системе  дошкольного образования, которое является для ребенка первым этапом систематического образования. Поэтому очень важно, чтобы с самого начала образовательного маршрута ребенку были предоставлены самые лучшие условия. В городе для этого делается все необходимое. Свидетельство этому – высокая удовлетворенность населения Санкт‑Петербурга качеством дошкольного образования по данным независимого опроса (ежегодные опросы СПб Информационно-аналитического центра). В 2013 году она составила 88%, а в 2012 году показатель был 84%.

Все плановые показатели «дорожной карты» для дошкольного образования в 2013 году достигнуты.

Одна из основных и социально значимых задач – обеспечение местами детей от 3-х до 7 лет в детских садах. Прежде всего, для решения этой задачи мы работали над повышением эффективности уже имеющейся сети, уделяя основное внимание развитию вариативных форм дошкольного образования.

Продолжалось строительство новых детских садов: в 2013 году открыто 10 зданий детских садов на 1490 мест.

Всего в 2013 году было создано 11 414 дополнительных мест для дошкольников, что на 1,5 тысячи больше плановых значений (1 498).

Следует отметить, что введенные в 2013 году за счет нового строительства мощности недостаточны для решения поставленных городом задач. Убеждена, что с принятием государственной программы Санкт‑Петербурга «Развитие образования» на 2015-2020 годы ситуация со строительством нормализуется и темпы его возрастут.

 

Второе направление «дорожной карты» - общее образование. Являясь ведущим по продолжительности этапом в образовании человека, общее образование должно обеспечивать разнообразие программ и условий для обучения школьников. Вместе с подготовкой, полученной ребенком в детском саду, - это слагаемые образования высокого качества.

В системе общего образования продолжался переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Сейчас они внедрены в 1-3 классах всех школ города. В 2013 году начато внедрение стандартов основного общего образования в 5-х классах 29-ти образовательных учреждений. В 2014 году в этот проект включатся еще 40 школ.

Внедрение стандартов в 5-х классах сегодня есть эксперимент. Пилотный проект ведется с опережением на 2 года. Это важно для подготовки массового перехода всех учреждений города на новые стандарты в 5-х классах с 1 сентября 2015 года.

В 2013 году обеспечено повышение квалификации 39 из 73 тысяч педагогов города или 53% от их общего числа. Развитие профессионализма педагогов – ресурс повышения качества образования и эффективности работы школ, лицеев и гимназий, на что и направлена «дорожная карта».

На протяжении нескольких лет в Санкт‑Петербурге реализуется программа де-монополизации системы повышения квалификации. Это позволяет более гибко реагировать на образовательные запросы работников отрасли. Новые программы для педагогов сегодня реализуют не только отраслевые институты, но и ведущие ВУЗы города. В 2013 году для обучения педагогами были выбраны программы 14 образовательных организаций, на 2014 таких организаций заявлено уже 23.

В 2013-2014 годах в новых формах обеспечена независимая оценка качества работы образовательных учреждений города. Это обеспечивается через участие во всероссийских рейтингах и сравнительных исследованиях. Проводимая работа очень значима, так как она позволяет анализировать результаты Петербургской школы в сравнении с другими регионами по общим основаниям и на большой выборке субъектов Российской Федерации.

За прошедший год 40% образовательных учреждений города приняли участие в различных формах независимой оценки. 18 учреждений Санкт‑Петербурга вошли в список «500 лучших школ России», составленный по инициативе Минобрнауки России (организаторы - Московский центр непрерывного математического образования, РИА «Новости» и «Учительская газета»). Среди лидеров всероссийского рейтинга – Президентский физико-математический лицей №239, Санкт‑Петербургский губернаторский физико-математический лицей №30 и Академическая гимназия №56.

Среди российских лидеров также петербургские директора школ и педагоги. Например, Санкт‑Петербург уже 5-й год удерживает абсолютное первенство среди регионов России по количеству победителей и призеров всероссийского конкурса «Директор школы».

Для скорейшего реагирования Комитет по образованию изменяет содержание социологических опросов населения (новое в 2013 году - знание населением государственных программ развития образования, исследование удовлетворенности дополнительным образованием и др.). Эти опросы уже 5-й год по заданию Правительства города проводит Санкт‑Петербургский информационно-аналитический центр.

Свидетельство эффективности расходов на школьное образование в Санкт‑Петербурге – показатель соотношения «учитель - ученики», который сохраняется уже 3 года и превышает среднероссийский почти на 4 единицы. При этом особо отмечу: на фоне экономической целесообразности расходов это не приводит к снижению качества образовании. Академические результаты наших школьников существенно выше, чем в среднем по России, что, например, демонстрируют результаты ЕГЭ.

Все показатели развития общего образования, запланированные на 2013 год, достигнуты.

 

Третье направление «дорожной карты» - изменения в системе дополнительного образования детей.

Два года реализации «дорожной карты» закрепили позиции
Санкт‑Петербурга как столицы дополнительного образования России. Охват детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования составил запланированные 86% - уровень пока недостижимый для других регионов России. Это обеспечено за счет сохранения разветвленной сети учреждений дополнительного образования и создания отделений дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений.

В Санкт‑Петербурге в прошлом году было открыто 20 таких отделений – и их общее число составило 325, то есть почти в каждой второй школе. В 2013 году совместно с Комитетом по физической культуре и спорту в школах города создано 75 школьных спортивных клубов - их число достигло 336. Проводимая работа позволяет приблизить возможности дополнительного образования к месту жительства и учебы школьника, что создает комфортные условия для таких занятий. Впервые проведенный в 2013 году по заказу Комитета по образованию социологический опрос показал удовлетворенность населения Санкт‑Петербурга дополнительным образованием на рекордном уровне в 97%.

В настоящее время возникла высокая потребность к формированию новых подходов к разработке объектов социальной инфраструктуры. Проектирование и строительство объектов образования должно выполняться с учетом современных требований для обеспечения нового качества образования, в основу которых положены новые принципы организации учебного пространства: многофункциональность, гибкость и создание комфортной среды. Образовательное учреждение должно стать центром социо-культурной среды для всех возрастных групп населения, проживающего на прилегающей к школе территории.

Развитие дополнительного образования в 2013-2014 годах обеспечивалось и в форме реализации массовых творческих проектов¸ таких как «Мира восторг беспредельный», «Танцующий Невский», «Театральный урок в Мариинском» и другие. Комитетом по физической культуре и спорту в учреждениях физкультурно-спортивной направленности, осуществляющих подготовку спортивного резерва, открыто 13 отделений по различным видам спорта. Комитет по молодежной политике провел фестиваль самодеятельного творчества подростково-молодежных клубов и региональный конкурс студенческих проектов «Моя инициатива в образовании».

Системная работа всех комитетов не только обеспечила достижение плановых показателей «дорожной карты» за 2013 год, но и укрепила лидерство Санкт‑Петербурга среди регионов России в сфере дополнительного образования детей. Изучив опыт Санкт‑Петербурга, Минобрнауки России предложило распространить созданную модель в российских регионах с 2015 года как наиболее выверенную и результативную. Это, безусловно, значимая оценка проводимой в городе работы.

 

Четвертое направление работы по реализации «дорожной карты» - изменения в системе среднего профессионального образования.

В 2013 году развитие отрасли обусловлено растущей востребованностью в экономике города рабочих кадров и специалистов среднего звена. Отмечается увеличение престижа рабочих профессий, что подтверждается ежегодным изменением набора в профессиональные образовательные учреждения. Например, в 2014 году только по учреждениям Комитета по образованию количество принятых абитуриентов на 6,5% больше, чем в 2013 году.

В 2013 году новый импульс получило расширение связей органов власти и образовательных учреждений с работодателями. Комитет по образованию ежемесячно проводил встречи руководителей образовательных учреждений с руководителями предприятий и ассоциаций ведущих отраслей экономики Санкт‑Петербурга. Результаты этой работы ощутили в 2014 году:

- заключаемые договоры с предприятиями на подготовку кадров становятся более адресными, ориентированными на потребности конкретных предприятий;

- материально-техническая база учреждений профессионального образования пополняется новым оборудованием, которое предоставляется работодателями для решения конкретных задач подготовки кадров, ориентированных на определенные рабочие места.

Комитетом по образованию в 2013 году созданы не 2, как планировалось, а 6 многофункциональных центров подготовки кадров. Еще один такой центр создан Комитетом по науке и высшей школы.   

Например, в Невском колледже имени А.Г. Неболсина  работают с предприятиями сразу по двум направлениям. Лифтовая компания «Олимп-лифт» за собственные средства создала в колледже новейшую учебную лабораторию электронного лифтового оборудования с методическим обеспечением учебного процесса; а с Национальным агентством контроля сварки колледж создает образовательную программу для подготовки сварщиков самой высокой квалификации.    

Выполняя задачи, поставленные в «дорожной карте», многофункциональные центры вносят вклад в подготовку кадров, призванных осваивать высокотехнологичное оборудование в таких отраслях экономики, как радиоэлектроника, металлообработка, литейное производство, сварка, автомобильный кластер.

Прямым результатом данной работы является высокий уровень трудоустройства выпускников в течение первого года по окончании обучения. В 2013 году показатель составил 65% - это на 20% выше запланированного.

В 2013-2014 годах получили дальнейшее развитие сетевые формы взаимодействия. Анализ ресурсов профессиональных образовательных учреждений, а также учреждений культуры, науки, здравоохранения, физической культуры и спорта, показал, что в их использовании существуют резервы, которые при совместной работе должны положительно и существенно повлиять на качество подготовки специалистов. Учреждениями профессионального образования Комитета по образованию и Академией постдипломного педагогического образования формируется реестр образовательных программ, которые планируется реализовывать в сетевом формате.

Развивая принцип преемственности образовательных программ разного уровня, Комитет по образованию в 2013 году провел необходимую подготовительную работу для того, чтобы в 12 профессиональных образовательных учреждениях, ранее выпускавших только рабочих, был осуществлен набор по новым образовательным программам на подготовку специалистов среднего звена.

 

Мероприятия по повышению эффективности сферы высшего образования и науки в Санкт‑Петербурге проводились Комитетом по науке и высшей школе.

Высшие учебные заведения приняли участие в развитии программ прикладного бакалавриата. В 2013 году увеличилось количество поддержанных городом исследовательских проектов, выполненных студентами, аспирантами и молодыми учеными. Все запланированные на 2013 год для системы высшего образования и сферы науки показатели достигнуты.

 

Новой общей задачей, впервые заявленной именно в «дорожной карте» стало обеспечение перехода на систему «эффективных контрактов» с работниками. Система «эффективных контрактов» нацелена на поддержку качественно работающих педагогов и руководителей через повышение их заработной платы.

В 2013 году в городе проводилась подготовка к переходу на систему «эффективных контрактов»: разработаны модели, наборы показателей и критериев оценки эффективности труда, создана необходимая нормативная база. В указанный период также проводилось разъяснение работникам задач перехода на «эффективный контракт», новых условий оплаты труда и критериев, по которым проводится оценка их работы. Работа проводится планово и в режиме, определенном исполнительными органами государственной власти, с учетом специфики образовательных учреждений.

Модели внедрения «эффективного контракта» с работниками, созданные в Санкт‑Петербурге, получили высокую оценку на конференции, организованной Минобрнауки России в ноябре 2013 года. Опыт, представленный Комитетом по образованию и Комитетом по науке и высшей школе, рекомендован к распространению в других регионах.

Увеличение финансирования отрасли «Образование» до 93,5 миллиардов рублей в 2014 году и переход на систему «эффективных контрактов» обеспечили увеличение заработной платы всех категорий педагогических работников в соответствии с показателями, заложенными в «майских» Указах Президента России. При этом ориентиром является уровень средней заработной платы по экономике Санкт‑Петербурга.

По итогам первого полугодия 2014 года заработная плата педагогических работников в системе дошкольного и общего образования соответствует плановым значениям.

Приведенные данные позволяют сделать вывод о достижении в Санкт‑Петербурге ключевых показателей «дорожной карты», касающихся повышения уровня заработной платы педагогических работников, и начале апробации новых моделей в учреждениях.

 

В заключение следует констатировать общие результаты реализации «дорожной карты» за отчетный период, которые создали необходимый фундамент для продолжения работы. Системная работа Комитета по образованию и администраций районов Санкт‑Петербурга позволяет решать задачу, поставленную Президентом России, по обеспечению всех детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет местами в детских садах. Расширяется взаимодействие учреждений профессионального образования и работодателей, в том числе за счет изменения форм переподготовки рабочих кадров. Заработная плата всех категорий педагогических работников отрасли «Образование» продолжает расти в соответствии с плановыми показателями. Повышается открытость системы образования для населения города.

Задачи и показатели «дорожной карты» предопределяют ожидаемые результаты работы исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, участвующих в ее реализации. Правительство Санкт‑Петербурга осуществляет контроль за ходом выполнения «дорожной карты».

В 2014 году в региональную «дорожную карту» внесены изменения и дополнения в связи с пересмотром Правительством России федеральной «дорожной карты». Комитет по образованию согласовал изменения с Минобрнауки России и они были одобрены Правительством Санкт‑Петербурга.

В выступлении кратко охарактеризована проведенная работа по реализации «дорожной карты» в 2013-2014 годах. Эта работа регулярно освещается в СМИ, на образовательных форумах и научных конференциях, на различных мероприятиях с участием педагогической общественности. Задача исполнительных органов государственной власти, реализуя мероприятия «дорожной карты», обеспечивать решение задач социально-экономического развития Санкт‑Петербурга, определенных Стратегией 2030.

 

Дата публикации:
Поделиться