Cовременное образование и наука: вызовы и решения. Выступление председателя Комитета по образованию Ж.В.Воробьёвой на пленарном заседании Петербургского образовательного форума

Выступление Ж.В. Воробьевой на пленарном заседании

«Современное образование и наука: вызовы и решения»
V Петербургского образовательного форума, 26.03.2014

Петербургский образовательный форум проводится уже в 5-й раз                  и предоставляет широкую возможность для диалога между представителями петербургской школы, образовательных систем регионов России и зарубежных стран. В работе Форума,  проводимого при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Правительства Санкт‑Петербурга, принимают участие представители всех регионов нашей страны и 15-ти зарубежных стран.

Вызовы, которые предъявляет нам современная цивилизация, очевидны – это глобализация, взрывное развитие технологий, появление новых институтов образования и социализации детей. Технологический прогресс придает науке и технике XXI века новые черты, и в то же время возвращает человека к восприятию мира как единого целого.

Эти вызовы ставят перед системой образования совершенно новые задачи, решение которых старыми методами невозможно. Высокотехнологичная экономика требует сегодня от российской школы развития креативности и индивидуальности детей, преодоления консервативных подходов в преподавании, гибкости в управлении, при безусловном, на мой взгляд, сохранении лучших традиций российского образования. Убеждена, что современное образование невозможно без  формирования целостной научной картины мира, системы общекультурных ценностей, гуманистического подхода в воспитании. Я бы хотела сегодня, учитывая формат общения на Форуме, представить Вам наше видение перспектив взаимодействия современной науки и образования.

Петербургская школа ищет свои решения в ответ на обозначенные вызовы. Очевидно, что такие решения должны быть комплексными, затрагивать не только учебный процесс, но и систему дополнительного образования и внеклассной работы. Особого внимания требует создание специальной социокультурной среды образовательной направленности. Необходима глубокая интеграция всех названных компонентов - в этом залог успеха разрабатываемых решений.

В Санкт‑Петербурге проводится большая работа по созданию в школах современной образовательной среды для деятельностного, проектного обучения и воспитания. Это способствует развитию интереса детей к образованию, к точным и естественным наукам, к современным специальностям. Новые возможности предоставляют технологии, связанные с конструированием, проектированием, робототехникой. Все активнее в образовательном процессе используются такие современные технологии, как симуляторы технологических процессов и систем.

В школах Санкт‑Петербурга широкое распространение получила робототехника. Сегодня это сотни обучающих программ для ребят различного возраста. Созданы возможности для представления технических разработок учащихся - открытые состязания школьников по робототехнике в Городском дворце творчества юных, чемпионаты по программированию роботов в Президентском лицее и другие. Лучшие образцы, сделанные ребятами, находят международное признание. Так, в 2012 году на Всемирной олимпиаде роботов в Малайзии среди проектов школьников и студентов из 60 стран проект учеников лицея 239 – робот Грета – вызвал истинный восторг. Поиграть «в ладушки» с роботом выстраивались многочасовые очереди из детей и взрослых. В 2013 году на аналогичной олимпиаде в Индонезии представленные роботы – робот для очистки кровель от сосулек и робот по  очистке памятников - завоевали 1-е и 4-е места. В 2013 году на международных состязаниях РОБОТ-ЧЕЛЛЕНДЖ в Австрии наши учащиеся выступали вместе со своими преподавателями и заняли 6 призовых мест (два - первых, два - вторых и два – третьих).

Совершенно новыми для школ направлениями стали инженерное                  3D-моделирование и нанотехнологии.

При поддержке Комитета по образованию с 2011 года реализуется проект «Инновационная подготовка инженеров будущего». В рамках проекта предоставлена широкая возможность для самореализации обучающихся, формирования у них инженерного мышления. В рамках развития проекта в 2013 году в образовательные учреждения нашего города были поставлены лаборатории инженерного 3D моделирования. Разработаны методические материалы для реализации специальных проектов для школьников, для их подготовки к международным соревнованиям,  предусмотрено обучение педагогов. Современное оборудование позволяет учащимся реализовать полный жизненный цикл изготовления изделия, полностью повторив путь высокотехнологичного производства: от идеи и разработки концепции до изготовления опытного образца. Успехи наших ребят признаются на международном уровне. Например, в 2013 году на соревнованиях по 3D-моделированию в Великобритании ученики Губернаторского лицея №30 победили в 2-х номинациях из пяти, в том числе в наиболее престижной - «Лучшее инженерное решение».

Три года назад первая нанолаборатория начала свою работу в физико-математическом лицее №239. Сегодня - это ресурсный центр,                 на базе которого проходят обучение  педагоги и учащиеся школ                           Санкт‑Петербурга, а нанокомплексы сегодня функционируют в 18-ти образовательных учреждениях, которые предоставляют возможность учащимся ознакомиться с новейшими технологиями не только в теории, но и на практике.

Важная составляющая этой работы – поддержка форм сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в рамках которого объединяются возможности основного и дополнительного образования. Традиционными стали научно-практические конференции школьников, такие как «Будущее России – в высоких технологиях», «Инженеры будущего», «Балтийский научно-инженерный конкурс» и другие, которые способствуют популяризации научных знаний и современных технологий среди обучающихся школ и учреждений среднего профессионального образования.

Безусловно, отдельного внимания требует работа с детьми, выделяющимися яркими, выдающимися достижениями или имеющими  потенциал для таких достижений. Создание целостной системы по поддержке таких детей позволяет им сделать правильный выбор своего профессионального самоопределения. В Санкт‑Петербурге сеть образовательных учреждений для талантливых детей постоянно развивается. В этом году на базе ведущих физико-математических лицеев №30 и №239 созданы Президентский и Губернаторский лицеи, которые обеспечат поддержку юных талантов и будут способствовать реализации новой концепции математического образования. Поддержка одаренной молодежи способствует достойному представлению города на всероссийских и международных соревнованиях.

Так, из 125 победителей всероссийской олимпиады 2013 года 43 медали завоеваны по математике, физике и информатике, а с международных олимпиад петербургские школьники привезли 4 золотые и серебряные медали.

Новой задачей Петербургской школы становится формирование     на базе учреждений, обладающих высокотехнологичной ресурсной базой, Центров технологической поддержки образования. Эта работа проводится с привлечением высших учебных заведений и промышленных предприятий. Использование сосредоточенного в них оборудования способствует интеграции знаний в области естественных наук и позволяет организовать занятия в центре для учащихся из других учебных заведений. В рамках Форума пройдет представление такого центра на базе Губернаторского лицея №30.

С этого года мы начали взаимодействие с Национальным исследовательским центром «Курчатовский институт». Планируется создать 8 площадок, оснащенных уникальным оборудованием, что позволит практически реализовать междисциплинарный подход в обучении. Об этом сегодня расскажет руководитель «Курчатовского института»                             Михаил Валентинович Ковальчук.

Значительным потенциалом для развития ребенка обладает петербургская система дополнительного образования. Количество детей, занимающихся в системе дополнительного образования, составляет более 400 тысяч (403 744 человек) или 86% общей численности детей и подростков от 5 до 18 лет.

Понимая значимость естественнонаучного, технического образования, большое внимание в последние годы уделяется детскому техническому творчеству. В Санкт‑Петербурге принята и реализуется Программа, предусматривающая оснащение современным оборудованием центров детского технического творчества в каждом районе.

В Санкт‑Петербурге  как одном из крупнейших центров мировой науки, особое внимание уделяется созданию современной образовательной инфраструктуры для детей. Правительством Санкт‑Петербура  принято решение о создании «Дворца науки и техники школьников».                       Уже проведен открытый архитектурно-градостроительный конкурс на концепцию, разрабатывается проектная документация для строительства Дворца, который станет центром развития интеллектуального потенциала школьников (макеты победителей конкурса вы видите на слайдах). В основу концепции Дворца положены лучшие модели, представленные в различных мировых центрах технических достижений.

Необходимо отметить, что особого внимания в рассматриваемом контексте заслуживает организация отдыха детей, в рамках которого традиционно проводятся тренировочные сборы, тематические смены и другие мероприятия, являющиеся продолжением познавательно-исследовательской деятельности учащихся.                     

В 2013 году около 150-ти тысяч юных петербуржцев были включены               в программы отдыха и оздоровления почти в 300 организациях. Устойчивые и успешные практики стали основанием для определения Санкт‑Петербурга как одного из трех пилотных регионов страны по реализации Модельной программы развития системы отдыха и оздоровления детей «Агентства стратегических инициатив». Осуществление программы обеспечит повышение качества организованных форм отдыха детей и подростков и откроет новые возможности для реализации социально-образовательных проектов           в области научно-технического творчества, формирования позитивного социального опыта и взаимодействия. Так называемые «летние стратегии» опосредованно, но результативно влияют на качество образования.                       С 1969 года жемчужиной детского отдыха, совмещенного с творческой деятельностью учащихся, является лагерь «Зеркальный». В настоящее время его инфраструктура обеспечивает синтез обучающих, воспитательных, оздоровительных и досуговых программ. В 2012 году  принято решение о создании на его базе российского центра отдыха детей, который сможет одновременно принимать более  полутора тысяч детей.

Экономика Санкт‑Петербурга высокотехнологична, промышленные предприятия города оснащены самым современным оборудованием, которое требует высокой квалификации специалистов.

В учреждениях среднего профессионального образования  Комитета по образованию реализуется более 200 образовательных программ профессионального обучения. Растет популярность этих учреждений, ежегодно увеличивается количество обучающихся, принимаемых на 1 курс.

Важнейшей составляющей мы считаем неразрывность и преемственность программ общего и профессионального образования. Каждый пятый выпускник 9-х и 11-х классов сегодня поступает в профессиональные образовательные учреждения, подведомственные Комитету по образованию. Все наши профессиональные образовательные учреждения осуществляют реализацию программ общего образования на базе девятых классов, а более 2 тыс. детей обучается на базе 8 классов.

Планы приема в обязательном порядке координируются с работодателями: профессиональные образовательные учреждения имеют более 2,5 тысяч договоров на подготовку высококвалифицированных кадров, заключенных с крупнейшими городскими работодателями. Результатом является то, что  99,6% выпускников трудоустраиваются в течение года после окончания обучения.

 Тема социального партнерства будет обсуждаться на круглых столах в рамках нашего форума.  У нас есть хорошие примеры такой работы в колледже Электроники и приборостроения, колледже Водных ресурсов, Морском техническом колледже и многих других.

Во исполнение майских 2012 года Указов Президента Российской Федерации Комитетом по образованию в семи профессиональных образовательных учреждениях созданы многофункциональные центры прикладных квалификаций. Дополнительное внебюджетное финансирование, получаемое этими учреждениями по договорам с работодателями, измеряется десятками миллионов рублей, которые реинвестируются в образовательный процесс.

Правительством Санкт‑Петербурга уделяется большое внимание развитию учреждений профессионального образования. За последние три года в развитие материально-технической базы вложено более 2-х миллиардов рублей. Реализация программы позволила оснастить их  самым современным технологическим оборудованием, осуществлять опережающую подготовку специалистов, а также ежегодно проводить переподготовку более 12 тысяч работников предприятий города.

Образование XXI века развивается в условиях существенного расширения источников получения знаний. В Санкт‑Петербурге развивается инфраструктура социализации и досуга детей и подростков: музеи практической науки и техники, познавательно-игровые центры. Речь идет об особой дружественной ребенку социо-культурной среде, которая интересна и востребована семьями с детьми.                            

В Санкт‑Петербурге накоплен интересный опыт по использованию такой среды в образовательной и внеурочной деятельности. Это ресурсы «Музея воды», научно-познавательных проектов «Умникум», «Лабиринтум», «ТрансФорс», программы детского города профессий «Кидбург». В ближайшие годы в городе откроются новые зоопарк и океанариум, где особое место будет уделено интерактивным образовательным программам для детей и молодежи. Мы убеждены в необходимости развития такой среды в городе и поддержим создание новых ресурсов.

Всё современнее становится и пространство старейших музеев города, которые предлагают системе образования новые технологические решения. В рамках  Форума можно будет познакомиться с опытом работы школ с Русским музеем и Эрмитажем, которые под влиянием современных технологий становятся все более открытыми. Это и проект «Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал», начатый Гимназией при Русском музее, и уникальный проект «Прошлое на кончиках пальцев» для школьников с ограниченными возможностями здоровья, и многие другие.

Завершая свое выступление, хочу отметить, что высокое качество человеческого потенциала позволит России быть конкурентоспособной                  и адекватно отвечать на все вызовы современного общества. Это «качество» закладывается сегодня и в семье, и в школе. Сегодняшние дети и подростки -             в ближайшем будущем наиболее активная часть российского общества и кадровый потенциал экономики следующих десятилетий. Решение сложнейших задач - в их руках; для этого они должны быть подготовлены наилучшим образом. Создание прогрессивной системы образования - наша общая задача!

 

Дата публикации:
Поделиться