О ходе выполнения Постановления Правительства Санкт‑Петербурга от 25.07.2012 № 748 "О программе реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в Санкт‑Петербурге на 2012-2015 годы" в части, касающейся Комитета по образованию. Выступление председателя Комитета по образованию Ж.В.Воробьёвой на заседании Правительства Санкт‑Петербурга

О ходе выполнения Постановления Правительства Санкт‑Петербурга от 25.07.2012 № 748 "О программе реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в Санкт‑Петербурге на 2012-2015 годы" в части, касающейся Комитета по образованию. Текст выступления председателя Комитета по образованию Ж.В.Воробьёвой на заседании Правительства Санкт‑Петербурга. 25.12.2013

 

Уважаемый Георгий Сергеевич!

Уважаемые члены Правительства Санкт‑Петербурга!

 

Приоритетная задача государства в сфере выявления и поддержки одаренных детей и молодежи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.

В Санкт‑Петербурге накоплен богатый опыт работы с одаренными детьми и молодежью, создана оптимальная сеть образовательных учреждений, реализующих программы работы с одаренными детьми. Десятки тысяч школьников и студентов участвуют в различных конкурсах и олимпиадах.

Принятие программы реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в Санкт‑Петербурге на 2012-2015 годы позволило Комитету по образованию интегрировать существующие в Санкт‑Петербурге механизмы выявления и поддержки одаренных детей и молодежи в общенациональную систему выявления и развития молодых талантов.

Большая роль отводится подготовке педагогических и управленческих кадров и повышению заинтересованности педагогических работников и образовательных учреждений в выявлении и поддержке одаренных детей и молодежи.

В Санкт‑Петербурге дополнительно к мероприятиям Приоритетного национального проекта "Образование" осуществляется поощрение педагогов-наставников, подготовивших победителей и призёров международных и всероссийских олимпиад школьников. Ежегодно присуждаются премии 100 педагогам-наставникам победителей всероссийской олимпиады и 10-ти педагогам-наставникам победителей международных олимпиад. 

Кроме того проводится конкурс на присуждение премии "Лучший педагог дополнительного образования". Ежегодно 50 лучших педагогов, подготовивших победителей и призеров научных, творческих и спортивных конкурсов, получают денежную премию в размере 100 тыс. рублей каждый. В конкурсе уже приняли участие более 300 человек.

Несомненно, талантливые дети вырастают у талантливых учителей! Четвёртый год подряд на уровне страны побеждают молодые наставники. Три учителя истории - Илья Демаков из гимназии № 116, Олег Катренко из школы № 340 и Олег Фёдоров из гимназии № 63 стали абсолютными победителями Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2013".

В преддверии ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Автономной некоммерческой организацией "Оргомитет "Сочи 2014" летом 2013 года проводился Всероссийский конкурс "Учитель "Сочи 2014". По результатам конкурса 2 педагога из Санкт‑Петербурга признаны победителями.

Учитель истории и обществознания лицея № 179 Калининского района Санкт‑Петербурга Печникова Виктория Сергеевна стала абсолютным победителем  всероссийского конкурса "Учитель здоровья России - 2013".

Ежегодно, начиная с 2008 года, педагоги Санкт‑Петербурга участвуют во Всероссийском конкурсе "За нравственный подвиг учителя". В этом году межрегиональный этап проходил в Мурманске. Из шести работ-победителей - три из Санкт‑Петербурга.

И это только часть побед наших педагогов, благодаря которым ребята имеют возможность развивать свои таланты.

Особое внимание уделяется созданию условий для самореализации одаренных детей. Это:

  • организация научных, творческих и спортивных мероприятий, олимпиад, фестивалей, каких как Санкт‑Петербургский  литературный конкурс "Творчество юных", международный фестиваль детского и юношеского киновидеотворчества "Петербургский экран",
  • научно-практическая конференция "Будущее сильной России - в высоких технологиях" и других,
  • организация круглогодичных профильных смен для одаренных школьников по различным направлениям науки, техники, искусства и спорта в региональных лагерях отдыха детей и молодежи,
  • проведение интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний, в том числе организация всероссийских и региональных олимпиад школьников.

Создание условий для развития и поддержки одаренной молодежи способствует тому, что школьники Санкт‑Петербурга достойно представляют наш город на соревнованиях международного уровня. О результатах участия наших ребят в конкурсах и олимпиадах различного уровня я уже докладывала на заседании Правительства Санкт‑Петербурга.

Напомню, что в 2013 году на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников победителями и призерами стали 117 учащихся, восемь - по двум предметам, завоевав, таким образом, 125 дипломов. По итогам заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по количеству победителей и призеров Санкт‑Петербург занимает 2 место после Москвы.

Создание условий для развития и поддержки одаренной молодежи способствует тому, что школьники Санкт‑Петербурга достойно представляют наш город на соревнованиях международного уровня.

Так, в июле 2013 года в городе Санта-Марта (Колумбия) состоялась 54-я Международная олимпиада школьников по математике. В составе сборной России были трое петербуржцев - учащихся Физико-математического лицея № 239: Крачун Дмитрий получил золотую медаль, Клюев Даниил и Баев Будимир - серебряные медали. Беляков Михаил награжден серебряной медалью на Международной естественнонаучной олимпиаде юниоров.

Обучающиеся учреждений дополнительного образования приняли участие в семи Международных конкурсах, в которых было завоёвано 13 призовых мест.

Хочу сказать об относительно новом, но активно развивающемся в школах города направлении - робототехнике. Программы робототехники реализуются сейчас как в рамках предмета "Технология", так и программ дополнительного образования. О результативности этой работы говорят успехи наших ребят на международном уровне. В 2013 году на состязаниях в Австрии для взрослых наши школьники выступали вместе со своими преподавателями и заняли 6 призовых мест (два - первых, два - вторых и два - третьих). Благодаря их победам команда России заняла второе место в общем зачете!

В ноябре 2013 года на Всемирной робототехнической олимпиаде в Индонезии роботы учащихся лицея № 239 заняли 1 и 4 место. Победителями стали восьмиклассники, представившие на конкурс роботов "Малыш" и "Карлсон", которые могут бороться с зимними напастями - очищать крыши домов от нарастающего льда с помощью ультразвука. Данным проектом заинтересовались представители многих стран, в первую очередь северных, для которых проблема сосулек является актуальной.

В рамках проведения Международного форума "Российский промышленник" традиционно проводится конкурс профессионального мастерства среди обучающихся государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Санкт‑Петербурга "Шаг в профессию" - уникальное масштабное мероприятие, не имеющее аналогов в России. Ежегодно в нем успешно принимают участие около 300 обучающихся учреждений системы профессионального образования, на практике показывающие свое мастерство и творчество на современном оборудовании.

Система поддержки одаренных детей является одним из основных направлений развития образования, что нашло отражение в государственной программе РФ "Развитие образования" на 2013-2020 годы, Указе Президента "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", других федеральных и региональных документах.

Перед регионами России, в том числе Санкт‑Петербургу, поставлена задача создания, поддержки и развития нетиповых образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми. В этой работе очень важно использовать уникальный опыт, накопленный теми образовательными учреждениями, которые имеют многолетние традиции работы с талантливыми школьниками.

Создание условий для реализации творческого потенциала каждого ребенка, несомненно, предполагает создание особых условий для талантливых детей и детей, проявивших особые способности в обучении, в том числе создание учреждений для таких детей.

В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности и добившихся успехов в учебной, научно-исследовательской, творческой и физкультурно-спортивной деятельности Комитет по образованию создает сеть нетиповых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы работы с одаренными детьми в самых разных сферах. Каждое из них является лидером в своем направлении: физико-математическое направление - это Президентский и Губернаторский лицеи, создающиеся на базе лицеев № 239 и 30 соответственно. Гимназия № 56 является опорным учреждением по разработке и, в дальнейшем, реализации историко-культурного стандарта. Вторая гимназия - лидер гуманитарного направления. Гимназия № 32 Василеостровского района с 1 сентября 2014 года будет реализовывать программы культурологический направленности как "Гимназия Петербургской культуры". Аничков лицей Санкт‑Петербургского городского Дворца творчества юных  возглавляет естественнонаучное направление.

Деятельность каждого из них направлена на работу с одаренными детьми и талантливой молодежью и они готовы делиться накопленным в данном направлении опытом с педагогами Санкт‑Петербурга и других регионов.

Создание их как нетиповых образовательных учреждений позволит иметь отличный от других школ учебный план с учетом специфики лицеев или гимназий, реализовывать особые образовательные программы, при приеме детей иметь возможность определения склонностей и способностей к обучению в определенной обрасти. Таким образом, эти учреждения будут решать задачи регионального уровня, в то время как районные образовательные учреждения, в первую очередь, решают задачи обеспечения доступности образования для детей.

В ближайшие годы в городе появится еще одно нетиповое образовательное учреждение - Дворец науки и техники школьников Санкт‑Петербурга, в котором будут созданы условия для занятий техническим творчеством более 5 000 детей, а также открыто структурное подразделение для работы с талантливыми детьми по таким направлениям, как моделирование, робототехника, нанотехнологии и другие.

В настоящее время уже прошел конкурс на архитектурный облик Дворца. В 2014-2015 годах будет осуществлено его проектирование в соответствии с самыми современными мировыми тенденциями.

В соответствии с новым законодательством с 2014 года Министерство образования и науки Российской Федерации не предполагает награждать выпускников школ золотыми и серебряными медалями. Поэтому, в целях поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, Комитет по образованию выступил с инициативой учреждения медали "За особые успехи в обучении" для выпускников  школ, имеющих в аттестате итоговые отметки "отлично" по всем предметам.

Создание нетиповых образовательных учреждений требует серьезных финансовых вложений для развития их инфраструктуры. Она должна обеспечивать использование передовых современных технологий с целью поддержки талантливых детей. Так, только в этом году из бюджета Санкт‑Петербурга было направлено более 135 миллионов на создание возможностей использования современных технологий в образовательных учреждениях в более чем 120 школах. Закуплены нанотехнологические комплексы, оборудование для организации лабораторий инженерного 3-D моделирования, кабинеты начальной школы оснащены естественнонаучными лабораториями и комплексами для конструирования и моделирования. И эта работа будет продолжена.

 

Дата публикации:
Поделиться