Итоги реализации государственной программы Санкт‑Петербурга «Развитие образования» в 2016-м году. Выступление председателя Комитета по образованию Ж.В. Воробьевой на заседании Правительства Санкт‑Петербурга

Уважаемый Георгий Сергеевич!

Уважаемые члены Правительства!

Сегодня на заседании представляются итоги реализации государственной программы Санкт‑Петербурга «Развитие образования» в 2016-м году.

Комитет по образованию, как ответственный исполнитель программы, реализует ее с 8-ю комитетами и администрациями всех районов Санкт‑Петербурга. 6 подпрограмм обеспечивают проведение широкого спектра мероприятий по развитию системы образования Санкт‑Петербурга на основе интеграции различных направлений деятельности.

Программно-целевой подход в управлении Петербургской школой повышает эффективность отраслевых проектов. Динамика развития определяется по двум показателям и 18-ти индикаторам.

Общий объем финансирования Программы в 2016-м году составил 105 миллиардов рублей.

Показатель эффективности реализации программы составил 97,9 процентов, что относится к высокому уровню эффективности программ.

Наибольший объем финансирования - 83 процента - приходится на подпрограммы, касающиеся развития дошкольного и школьного образования, что обусловлено масштабностью стоящих задач и их социальной значимостью. Так, в прошлом году открылись 11 зданий детских садов, что вместе с усилиями по оптимизации использования помещений имеющихся садов, позволило создать 4 тысячи 100 дополнительных мест для дошкольников.

Актуальной задачей является и создание дополнительных мест в школах. В прошлом году в школы Санкт‑Петербурга пришло 52 тысячи первоклассников, что на пять тысяч больше, чем годом ранее. В этом году мы ожидаем 58 тысяч детей. Уже пятый год количество первоклассников вдвое превышает количество выпускников. Численность школьников за этот же период возросла на сто тысяч и сегодня составляет 443 тысячи человек.

Учитывая это, в Санкт‑Петербурге принята программа создания новых школьных мест до 2025-го года. За счет приобретения и реконструкции 4-х школьных зданий в Выборгском, Красносельском и Невском районах создано 2 тысячи 650 мест. Еще столько же мест получено за счет оптимизации помещений в имеющихся школах. Хотелось бы подчеркнуть, что для выполнения государственной программы первоочередной задачей остается новое строительство и соблюдение сроков ввода объектов образования.

Говоря о доступности качественного образования, следует отметить, что Петербургская школа является лидером Российского образования. Это подтверждается результатами сдачи ЕГЭ, победами в международных и всероссийских олимпиадах, конкурсах, фестивалях.

Следует отметить несколько наиболее значимых событий 2016-го года, которые будут оказывать влияние на развитие систем образования не только Санкт‑Петербурга, но и всей России. Это:

- открытие первого в России регионального центра аутизма - школы №755 в Василеостровском районе;

- создание интерната «Формула успеха» на 80 мест в Президентском лицее №239 для одаренных в математике и физике детей из регионов России;

- развитие дистанционного обучения детей-инвалидов, что позволяет ежегодно обучать полторы тысячи ребят.

Особо перспективным представляется развитие техносферы образования через проекты в области нанотехнологий, 3D-моделирования, программирования, робототехники и включение школьников в движение JuniorSkills. В городе проводятся специализированные мероприятия по продвижению передовых технологий: Международные соревнования по инженерному 3D-моделированию, фестивали робототехники «Робофинист», «Робофест», «Юный конструктор» и многие другие. Например, на Всемирной олимпиаде роботов в Индии (WRO-2016) две медали получили команды Санкт‑Петербурга, в частности, из Президентского лицея № 239 за экологический проект по очистке вод океана. Такие практики вызывают живой отклик у детей, пробуждая их познавательный интерес и демонстрируя возможности применения полученных в школе знаний.

Вопрос подготовки выпускников школ для последующей учебы и работы постоянно находится в «поле зрения» семьи и школы. Это не случайно, так как сегодня выбор областей применения полученных школьниками знаний огромен. Прежде всего, его определяет растущий спрос экономики города на высокотехнологичные, в том числе рабочие, специальности.

Уже два года Санкт‑Петербург участвует в Туринском процессе. Проведенный на основе международных критериев анализ позволил выработать рекомендации по развитию среднего профессионального образования. Результаты исследования подтверждают эффективность политики Санкт‑Петербурга в сфере среднего профессионального образования, учитывающей потребности работодателей в кадрах по приоритетным отраслям экономики и показывают значимость используемых нами подходов на основе дуального образования.

На этой базе и с учетом предложений исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга в прошлом году сформированы новые контрольные цифры приема в профессиональные образовательные учреждения и их государственный заказ. В Санкт‑Петербурге вновь расширен спектр реализуемых программ среднего профессионального образования: открыта подготовка по 19-ти новым специальностям и профессиям, в том числе «Автоматизация технологических процессов и производств», «Радиоаппаратостроение», «Мастер жилищно-коммунального хозяйства», «Информационная безопасность телекоммуникационных систем», «Порошковая металлургия, композиционные материалы, покрытия». Из 19-ти программ 18 реализуется в образовательных учреждениях, находящихся в ведении Комитета по образованию.

Сейчас в городе ведется подготовка рабочих и специалистов более чем по 200 специальностям и профессиям. 86 с половиной процентов выпускников трудоустраиваются по специальности или определяются с дальнейшей деятельностью.

В 2016-м году работа системы профессионального образования оценивалась нами в новых форматах:

- региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по 34 компетенциям и Национальный чемпионат, на котором 11 петербуржцев заняли призовые места;

- впервые - региональный чемпионат среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» по 3 компетенциям.

- городской конкурс профессионального мастерства обучающихся «Шаг в профессию» по 12 специальностям.

 Петербургские конкурсы вызывают широкий интерес в регионах России и за рубежом. В последних соревнованиях участвовали представители 12-ти регионов страны, а также Италии, Финляндии и Венгрии.

Государственная программа «Развитие образования» направлена на создание новой среды для получения образования молодыми петербуржцами. Это обеспечивается, в том числе, через систему дополнительного образования, расходы на развитие которой предусмотрены в Подпрограмме 4 и составили 3 миллиарда 900 миллионов рублей, что на полмиллиарда больше, чем годом ранее.

Включение ресурсов дополнительного образования в образовательные маршруты обучающихся отвечает интересам детей и способствует росту вариативности условий обучения и воспитания. Это обеспечивается через развитие отделений дополнительного образования в школах и профессиональных учреждениях. В прошлом году открыто 32 новых отделения и их общее количество составило 452. Это позволило за 5 лет приблизить возможности дополнительного образования к месту проживания ребят, при сохранении разветвленной сети городских и районных домов детского творчества. Кроме того, выполняя Ваше, Георгий Сергеевич, поручение, мы стремимся обеспечить каждому ребенку возможность бесплатного дополнительного образования.

В недавно открытой «Академии талантов» за год прошли обучение около 26-ти тысяч школьников. На 25 процентов увеличилось количество образовательных программ и сейчас их 33. В полтора раза увеличилось число школ-партнеров. В декабре 2016-го года в «Академии талантов» была открыта гостиница «Каменностровская», что позволило реализовывать образовательные программы для школьников из других регионов. «Академию талантов» уже посетили делегации Республик Крым, Татарстана, Свердловской области и Армении. В следующем году география взаимодействия будет существенно расширена.

Важным знаком признания нового учреждения стало признание «Академии талантов» лауреатом Международного конкурса аудиовизуальных инноваций (InAVation Awards). Академия вошла в «пятерку» сильнейших наряду с Оксфордским, Копенгагенским, Стаффордширским университетами и российским Национальным исследовательским технологическим университетом «МИСиС».

Школьник, настойчиво работающий над получением качественного образования, активно занятый организованным досугом, способствующим развитию духовно-нравственной сферы его личности, конечно должен иметь возможности и для полноценного отдыха. В Санкт‑Петербурге всегда уделяется особое внимание вопросам организации отдыха и оздоровления детей. Объем средств на Подпрограмму 5 в прошлом году достиг 2-х миллиардов 400 миллионов рублей. В течение года на базе 387-ми оздоровительных учреждений был организован отдых 194-х тысяч детей и подростков.

Петербургский опыт организации отдыха и оздоровления детей успешен и распространяется в других регионах России. 11 программ Санкт‑Петербурга победили на Третьем Всероссийском конкурсе методических материалов организации отдыха и оздоровления, а 7 - вошли в «Топ-100 лучших практик летнего отдыха».

Среди петербургских практик, востребованных в России:

- система сертификатов на оплату путевок;

- подход к рассмотрению отдыха детей как меры социальной поддержки;

- городской реестр организаций отдыха и оздоровления и требования к вхождению в него;

- опыт работы региональной маршрутно-квалификационной    комиссии.

Система образования имеет сложную структуру, огромное количество направлений работы и участвующих в них субъектов. Подпрограмма 6 объединяет разноплановые мероприятия, в том числе инновационную деятельность учреждений и повышение квалификации педагогов. Высокий уровень профессионализма петербургских педагогов в прошлом году вновь подтвержден на всероссийских конкурсах. 10 победителей и 9 лауреатов работают в школах Василеостровского, Калининского, Кировского, Красносельского, Кронштадтского, Московского, Невского, Приморского и Центрального районов. Они были включены в программы стажировок в Новосибирске, Ярославле, Бишкеке, Будапеште, Ереване и Минске.

Высокая активность педагогических коллективов способствовала расширению инновационной деятельности в сфере образования, что обеспечивалось созданными в городе условиями для их поддержки. Инновационная инфраструктура наиболее развита в Адмиралтейском, Василеостровском, Калининском и Центральном районах. В прошлом году 29 учреждений из 13-ти районов города по результатам независимой экспертизы получили субсидии на приобретение оборудования для реализации своих проектов.

Петербургские проекты и разработки инновационного характера широко представлялись на федеральном и международном уровнях.

На третьем Московском международном салоне образования вклад Санкт‑Петербурга в развитие российского образования был отмечен медалью Минобрнауки России.

В 2016-м году при поддержке Правительства Санкт‑Петербурга прошел Седьмой Петербургский образовательный форум. Форум стал местом для обсуждения передового педагогического опыта специалистами из 23-х стран и всех регионов России. Его результаты позволили инициировать с 2017-го года проведение форума в официальном международном статусе. Сегодня Форум рассматривается как ведущая дискуссионная площадка по вопросам развития образования в ряду форумов Берлина, Парижа и Москвы.

В заключение необходимо отметить, что реализация государственной программы Санкт‑Петербурга «Развитие образования» в 2016-м году обеспечивала поступательное развитие образовательной системы. Хочу поблагодарить за активную работу коллег из всех органов власти – соисполнителей программы, представителей образовательных учреждений – участников многочисленных проектов, неравнодушных жителей нашего города, содействующих развитию Петербургского образования.

 

Дата публикации:
Поделиться