«Петербургская школа: территория талантов». Выступление председателя Комитета по образованию Ж.В.Воробьёвой на Городском педагогическом совете

Каждому из нас очевидна масштабность и многоплановость задач, решаемых в системе образования, которые определяются, прежде всего, запросом общества и государственными требованиями. Сегодня возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, качественно и нетрадиционно решать возникающие проблемы. Это обусловлено ускорением темпов развития общества и необходимостью подготовки людей к жизни в стремительно меняющихся условиях. Поэтому Петербургская школа, как и все Российское образование, сегодня особое внимание уделяет развитию талантливых, одаренных детей, индивидуализации их образования с учетом интересов и склонностей.

Мы исходим из того, что талантлив каждый ребенок. Выявить его талант, развить способности, помочь ему засверкать всеми гранями – общая задача семьи и школы. Как говорил Сократ: «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить». Нам с вами необходимо определять верные приоритеты, направлять ресурсы для их обеспечения, детально продумывать «логистику» запланированных изменений с учетом социального контекста образовательного учреждения. Только так можно обеспечить высокие результаты работы!

Обратимся к основным достижениям Петербургской школы в прошлом году.

Главный критерий для нас – критерий качества!

Качество образования характеризуется, прежде всего, результатами итоговой аттестации, участием в олимпиадах и конкурсах, результатами мониторингов и общественной оценкой наших учреждений.

Традиционным форматом определения качества общего образования является итоговая аттестация выпускников. ЕГЭ в этом году сдавали более 30-ти тысяч ребят. Экзамен был организован на высоком уровне и продемонстрировал высокое качество подготовки школьников. В течение последних трех лет наблюдается значительный рост количества петербургских выпускников, набравших 100 баллов. Если в 2015-м году таких ребят было 153, то в 2017-м уже – 337.  Около 14 тысяч работ оценены в 80 баллов и выше - это каждый седьмой результат. А каждый третий выпускник в Санкт‑Петербурге имеет высокобалльный результат по русскому языку. Важным достижением выпускников петербургской школы стало значительное повышение результатов по истории, литературе и информатике.

Наш анализ показывает, что наибольшее влияние на результаты, демонстрируемые выпускниками петербургских школ, оказывают:

- использование педагогами метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности;

- уверенное владение информационными технологиями на уровне создания собственных образовательных ресурсов;

- участие в инновационной деятельности и распространение своего педагогического опыта.

Таким образом, очевиден магистральный путь улучшения результатов образования в Санкт‑Петербурге – повышение качества работы педагогов. Это можно обеспечить как непосредственно через развитие их профессионализма, так и через совершенствование средств управления образовательным учреждением. Управление учреждениями, достигающими высоких результатов, характеризуется наличием действенных программ развития, широкими партнерскими связями и активными попечительскими советами. Такое управление опирается на данные мониторингов качества, выявляет «профессиональные дефициты» педагогов и направления их профессионального развития. Отмечу, что только за прошлый год в системе повышения квалификации и переподготовки были обучены 32-е тысячи работников.

И еще одно: практика показывает, что в эффективных образовательных системах всегда высоки ожидания относительно учебных достижений. Чтобы добиться успехов, необходимо ставить высокую планку достижений и обеспечивать получение всеми обучающимися результатов, определенных стандартами. Для этого есть особый стимулирующий контекст: многие петербургские школьники стремятся пробовать себя в различных видах образовательной деятельности. Наша система образования предоставляет для этого широкие возможности: уроки и конференции, предметные олимпиады и профессиональные конкурсы, спортивные состязания и многое другое.

Только во всероссийских предметных олимпиадах в прошлом году приняли участие 411 тысяч обучающихся, а еще 20 тысяч ребят попробовали свои силы в 22-х региональных олимпиадах, 3 из которых, напомню, проводятся специально для детей с ограниченными возможностями здоровья.  Результативность участия сборной команды Санкт‑Петербурга в заключительном этапе всероссийской олимпиады составила 51 процент. Наибольшее количество дипломов получили обучающиеся Президентского физико-математического лицея 239, Академического лицея «Физико-техническая школа», Губернаторского физико-математического лицея №30, Академической гимназии имени Фаддеева, Аничкова лицея, а также школ 4 и 202, гимназий 155 и 171.  Петербургские школьники успешно выступают на международных олимпиадах - в этом году ими завоеваны золотые и серебряные медали по математике, физике и программированию.

Традиционно школы города активно участвуют в международных исследованиях качества образования. В этом году Санкт‑Петербург принял участие в  международном исследовании PIRLS по качеству чтения и понимания текста учащимися 4-х классов. Учащиеся школ Санкт‑Петербурга показали результаты выше среднероссийского результата, а треть ребят показали высокие индивидуальные результаты. В исследовании участвовали: школы Выборгского района и Приморского района, лицей  Кировского района, школы Пушкинского, Невского и Курортного районов. Все эти победы и достижения свидетельствуют о колоссальном интеллектуальном и творческом потенциале молодого поколения, который поддерживается семьей и школой, и приносит свои «плоды»!

Молодые петербуржцы проявляют интерес к занятиям спортом и здоровому образу жизни. Мощный импульс этому придал Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «ГТО» - в первый же год в него включились более 200 тысяч школьников. Росту популярности спорта способствуют Президентские состязания, Президентские спортивные игры, Спартакиады молодежи Санкт‑Петербурга допризывного возраста, проект «Самбо в школы» и многие другие. Эти программы и проекты интересны для ребят. В прошлом году только в «Президентских состязаниях» школьников выступили 365 тысяч человек. Победителем стал лицей 369 Красносельского района. Вместе с победителем «Президентских спортивных игр» - лицеем 366 Московского района они будут представлять Санкт‑Петербург на всероссийских соревнованиях.

Результаты, демонстрируемые обучающимися, выводят Петербургскую школу в лидеры российского образования. Это вновь подтвердил рейтинг ТОП-500 Лучших школ России за 2016-й год: 31 петербургская школа вошла в этот престижный рейтинг, а 51 школа была названа в профильных рейтингах. За 4 года количество таких школ выросло почти в 2 раза! Мы по праву гордимся этими учреждениями и, конечно, лучшим в России Президентским физико-математическим лицеем 239.

Дорогие коллеги, спасибо вам за ваш труд!

Стремясь обеспечить качество на всех этапах образовательного маршрута молодых петербуржцев, мы уделяем особое внимание созданию условий для проявления талантов в учреждениях среднего профессионального образования.

Для повышения качества подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов в приоритетных отраслях экономики Санкт‑Петербурга, реализуется приоритетный проект «Рабочие кадры для передовых технологий», который разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации. Нами определены 16 ведущих профессиональных колледжей. Уже с сентября 2017-го года они приступят к реализации новых федеральных образовательных стандартов по 29-ти профессиям из перечня ТОП-50.

Эти образовательные программы разработаны с учетом международного опыта участия и проведения чемпионатов WorldSkills, в которых команды Санкт‑Петербурга неизменно занимают высокие места. Работодатели – социальные партнеры  учреждений профессионального образования – тоже не останутся в стороне от этого проекта, так как итоговая аттестация выпускников будет проводиться в виде демонстрационного экзамена с участием сертифицированных экспертов, среди которых - и представители работодателей. Списки участников демонстрационного экзамена уже размещаются на  сайте Комитета по образованию, и любой работодатель сможет воспользоваться этой информацией для подбора кадров из числа наиболее талантливых выпускников.

Мы всегда с гордостью говорим, что наш город является уникальным с точки зрения образовательных возможностей для молодых людей. Этому способствует сложившаяся историко-культурная среда и постоянно развиваемые нами образовательные возможности. Благодаря такому сочетанию каждый ребенок в Северной столице действительно может раскрыть свой талант и найти «точку его приложения» для поддержания своего интереса и во благо людей.

Сегодня Санкт‑Петербург предлагает эти условия всем, кто может и хочет развивать себя. Для этого совершенствуется образовательная среда детских садов, школ и профессиональных колледжей, действует разветвленная сеть учреждений дополнительного образования и приближенных к месту жительства детей отделений дополнительного образования в школах.

Особую среду для развития детей создают реализуемые в городе образовательные и социокультурные проекты, такие как: «Театральный урок в Мариинском», «Дороги Победы», «Петербургские экоигры» и многие другие. Все большую популярность среди школьников приобретает телеигра «Сила слова», инициатором которой стал Совет по культуре речи при Губернаторе Санкт‑Петербурга. Благодаря телеигре удалось привлечь внимание широкой аудитории к русскому языку как национальному достоянию России, повысить культуру речи и грамотность ребят. Мы считаем, что необходимо продолжить эту практику телепроектов, и предлагаем телеканалу «Санкт‑Петербург» совместно запустить еще одну телеигру, которая поможет ребятам лучше узнать историю своей страны.

Думаю, что каждый из нас, размышляя над своей педагогической практикой и знакомясь с опытом коллег, понимает, что увидеть в ребенке талант, умело поддержать и развить его может только талантливый педагог. Руководитель каждого образовательного учреждения постоянно должен уделять внимание и поддерживать творческое начало в педагогическом процессе. Это, без преувеличения, стратегическая задача!

Современная Петербургская школа представляется мне уникальным «сплавом» классических и творческих педагогических практик. Закалить этот сплав, сделать его более прочным, отточить мастерство позволяет участие воспитателей, учителей и мастеров в профессиональных конкурсах. Прошедший учебный год принес новые награды в «копилку» Петербургской школы. Нашими педагогами одержаны победы на самых престижных профессиональных конкурсах страны. Назову только несколько имен:

- Максим Петрович Рыжов - учитель биологии школы 619 Калининского района - победитель конкурса «Учитель года России»;

- Ольга Анатольевна Григорьева - учитель физической культуры Санкт‑Петербургского Губернаторского лицея - абсолютный победитель конкурса «Воспитать человека»;

- Алена Александровна Савинкова - учитель русского языка и литературы школы 534 Выборгского района - победитель конкурса «Всероссийский мастер-класс учителей родных языков, включая русский»;

- Дмитрий Анатольевич Рытов - заместитель директора школы 684 Московского района - абсолютный победитель конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Петербургские педагоги и руководители также стали лауреатами и призерами всероссийских конкурсов «Педагог-психолог России», «Учитель здоровья России», «Директор школы», «Воспитать человека» и «Педагогический дебют», Всероссийского Чемпионата региональных учительских команд.

Мы рады успехам коллег. Несомненно, такие талантливые педагоги - хороший пример для своих воспитанников!

Связь имеющихся результатов и проектируемых планов очевидна. При определении новых ориентиров работы мы опираемся на всесторонний анализ результатов. Полагаю, что определение приоритетов развития и выстраивание работы в соответствии с ними необходимо вести так, чтобы это было понятно каждому участнику образовательного процесса. Известно, что интеллектуальное развитие, воспитание и социализация ребенка являются ключевой задачей системы образования. Тем не менее, современный воспитанник, школьник и студент нуждается в более широких компетенциях, чтобы жить и эффективно трудиться в изменяющемся обществе. Учет образовательных интересов конкретного обучающегося должен обеспечиваться через изменение технологий обучения, повышение вариативности позиций педагога и ребенка в образовательном процессе, «выход» обучения за рамки школы. Руководителям учреждений, как никогда ранее, необходимо направить усилия на развитие образовательной среды, не только эффективной с точки зрения решения учебных задач, но и безопасной и комфортной для обучающихся.

Петербургская школа должна помочь обучающимся развивать положительное отношение к учебе и готовность справиться с происходящими и будущими технологическими и культурными изменениями.

На протяжении всего развития общества в нем появлялись люди с выдающимися способностями в разных областях деятельности. Одаренность, талант, гениальность – все это степени таких способностей. Поиск и развитие одаренных детей – важная задача дополнительного образования, которое характеризуется открытостью и доступностью. В него сегодня включены 88 процентов юных петербуржцев. Сама специфика дополнительного образования обеспечивает погружение детей в образовательные ситуации, направленные на решение социальных, научных и творческих задач, а также создает особую образовательную среду. Такая среда характеризуется разнообразием педагогических технологий и методик обучения, квалифицированными кадрами и современным оборудованием, и является условием поддержки одаренных и талантливых ребят. В Санкт‑Петербурге примером интегрированного решения является «Центр поддержки одаренных детей» на базе «Академии талантов». Не случайно качество образовательной среды Академии признано лучшим в мире на международном конкурсе InAVation Awards наряду с Оксфордским и Копенгагенским университетами.

Мы намерены в новом году продолжать развивать систему дополнительного образования детей. По решению Правительства Санкт‑Петербурга ведется работа по открытию в 2018-м году Инженерно-технологической школы, нового Центра гуманитарных наук и искусств, а также Городского центра дополнительного образования в сфере информационных технологий, робототехники и других передовых направлений научных отраслей. Предполагается, что новые учреждения, оснащённые по последнему слову техники, откроют новые возможности в работе обучающихся над инженерными проектами, их подготовки к конкурсам научно-технической направленности.

Почему мы так заинтересованы в этом? Мы намерены поддержать статус Санкт‑Петербурга как мирового центра инженерной мысли и российской «столицы» дополнительного образования. Проводимая работа – это ответ Петербургской школы на вызовы современного общества. Один из этих вызовов – изменения уклада жизни под влиянием «цифровой экономики». Это новая основа для будущего социальной сферы, индустрии и управления. Формирование цифровой экономики уже сейчас - вопрос национальной безопасности страны и ее позиций в мире. Это актуализирует задачу подготовки квалифицированных специалистов и нам необходимо:

- переосмыслить роль школьного курса «Технология»;

- поддержать научно-техническую активность через популяризацию программ для талантливых ребят;

-  развивать наставничество с детьми и подростками;

- предлагать новые программы профессионального образования для высокотехнологичных производств;

- развивать олимпиады и конкурсы в форме командных инженерных соревнований по созданию новых продуктов.

В российской школе есть задел для изменений. Его основа: модернизация  общего образования, которая обеспечила улучшение показателей России в международных исследованиях, внедрение элементов дуального образования и стандартов WorldSkills в системе среднего профессионального образования. В Петербургской школе есть и такой «фактор роста», как уникальная преемственность сфер общего и профессионального образования, а также их связь с системой дополнительного образования детей.

В этой логике мы поддерживаем комплексные решения по созданию техносферы в образовательных учреждениях. Поэтому данное направление будет предложено в этом году для проработки на конкурсе инновационных программ.

Современный этап развития образования открывает широкие возможности по изменению образовательного процесса, выстраиванию социального партнерства и совершенствованию управления.

Это делает необходимым изменение сопровождения образовательных учреждений на уровне администраций районов Санкт‑Петербурга. Основой сопровождения должны стать аналитическое обеспечение, консультационная поддержка, юридическое сопровождение и другие формы работы.

Один из рекомендованных нами новых форматов - создание центров оценки качества. При этом не следует организовывать «избыточные» исследования качества - центрам нужно нацелить свою работу на осмысление процессов, протекающих в районных образовательных системах, и анализ результатов федеральных и региональных исследований качества образования. Работа центров должна помочь руководителям в организации деятельности их  образовательных учреждений и повышении качества образования.

Примером успешности подобной работы на уровне региона служит опыт Консультационного центра «Перспективы» по поддержке негосударственного сектора дошкольного образования при Некрасовском педагогическом колледже. В Центре, открытом в 2014-м году, организуются семинары и конференции, предоставляется юридическая и методическая помощь для открытия и лицензирования частных детских садов, проводится повышение квалификации их работников. Педколледжем инициирован конкурс для индивидуальных предпринимателей и частных образовательных организаций Санкт‑Петербурга. Конкурс демонстрирует инновационный потенциал частных образовательных организаций, который может быть интересен всей Петербургской школе.

Необходимо отметить, что в целом инновационная деятельность остается действенным средством развития Петербургской школы. Доля образовательных учреждений, участвующих в разных инновационных практиках, стабильно велика и составляет более 30-ти процентов. Особо отмечу, что эта работа в Санкт‑Петербурге ведется на конкурсной основе, в рамках которой осуществляется отбор экспертами наиболее перспективных проектов, программ и продуктов! В новом году будет объявлен конкурс на признание образовательных учреждений педагогическими лабораториями и экспериментальными площадками. Следует усилить работу районных методических служб по сопровождению учреждений, планирующих работу в режиме инновационных площадок Санкт‑Петербурга.

В 2018-м году будет проведен очередной конкурс инновационных программ. Рекомендуемые темы связаны с развитием техносферы образовательных учреждений, развитием их социального партнерства и, как новое направление, мы обозначаем потребность в создании новых подходов к профориентации учащихся основной школы на профессии среднего профессионального образования. Темы определены и разработку программ для конкурса можно начинать уже сейчас.

Традиционно в марте 2018 года в нашем городе состоится Петербургский образовательный форум. В этом году он приобрел официальный международный статус: количество его участников составило почти 20 тысяч человек из всех регионов России и многих зарубежных стран, а программа включала более 200 различных событий. Уже сейчас можно сказать, что форум сохранит успешный формат этого года с выделением официальной и деловой программы. Стратегическая тема Форума будет определена позднее, но сразу отмечу, что Санкт‑Петербург предложит российским и зарубежным партнерам уникальную по форматам и широте обсуждаемых вопросов программу. Мы готовы поддержать ответственные инициативы образовательных учреждений для мероприятий деловой программы.

Обозначая перспективные направления работы, которые могут обеспечить качество образования, следует сказать о необходимости надлежащего нормативного регулирования в отрасли. Все необходимое для этого сделано на федеральном и региональном уровнях после принятия нового Закона «Об образовании в Российской Федерации». Однако время не стоит на месте.  Изменилось федеральное законодательство, Правительством Санкт‑Петербурга и Комитетом по образованию за последние три года  принято   около ста нормативно-правовых и регулирующих документов. В новом учебном году прошу руководителей всех образовательных учреждений провести анализ действующих локальных актов и обновить их. Для поддержки этой работы даю поручение Академии постдипломного педагогического образования в течение ближайших трех месяцев обеспечить доработку существующих проектов локальных актов для образовательных учреждений и обеспечить их размещение на Интернет-ресурсах Академии.

Оценивая проделанную работу, каждый расставляет свои акценты и выделяет приоритеты на будущее. Важно, чтобы наши профессиональные шаги приводили к реальному улучшению качества образования юных горожан и стали вкладом Петербургской школы в улучшение городской среды. Основа этого движения – наш профессионализм и единый вектор изменений, который мы вновь обозначаем сегодня – всемерная поддержка и развитие детских талантов!

Бетховену принадлежат замечательные слова: «Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград». Именно такими должны быть наши воспитанники. Именно этого ждут от нас семья и общество. Это  представляется особенно важным, так как в 2018-м году наша страна вступает в Десятилетие детства! Дети – бесценный капитал. Наша общая задача – сохранить и приумножить его!

В заключение хочу поздравить всех вас с наступающим Днем знаний и пожелать в новом учебном году вам и вашим воспитанникам неиссякаемой энергии и оптимизма, успехов во всех начинаниях на благо Санкт‑Петербурга! И напомню вам гениальное высказывание Альберта Эйнштейна: «Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса!»

 

Дата публикации:
Поделиться