«О развитии сети центров выявления и поддержки одаренных детей и создании технопарков на базе ведущих образовательных учреждений». Выступление председателя Комитета по образованию Ж.В. Воробьевой на заседании Правительства Санкт‑Петербурга

Уважаемый Георгий Сергеевич!

Уважаемые участники заседания!

            Позвольте мне в начале своего выступления обратить Ваше внимание на особенности наших детей, которые живут в современном мире и сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях И. Г. Песталоцци, Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последнего десятилетия ХХ века.

Дети нового тысячелетия обладают особыми способностями, потому что родились и живут в новом мире, в котором гораздо больше возможностей для их развития.

Ранее специалисты в области детской психологии и педагогики были склонны рассматривать как талантливых только тех детей, способности которых проявлялись раньше и ярче, чем у их сверстников. Но отношение к определению одаренности и талантливости детей со временем пришлось пересмотреть. Сегодня мы убеждены в том, что «неодаренных» детей нет, все дети талантливы! Они рождаются добрыми, мечтательными, любознательными, открытыми, активными и эмоциональными. Они общительны, уверенны в себе, хорошо информированы, их отличает смелость суждений, находчивость, активность и оригинальность.

Сегодняшние дети – люди нового поколения, нового информационного общества. И умение творить себя, свою жизнь в условиях современных реалий – очень важно для них!

Основная задача нас, взрослых, - помочь детям расти, раскрыть их данные природой таланты, создать комфортную современную образовательную среду для выстраивания индивидуальной траектории развития каждого ребенка.

 

Уважаемые коллеги!

 

Актуальность вопроса, который сегодня выносится на рассмотрение Правительства Санкт‑Петербурга, подтверждается рядом факторов.

С одной стороны, выполнение стратегических задач социально-экономического развития Российской Федерации невозможно без развития системы выявления и поддержки одаренных детей, талантливой молодежи и проектирования их успешной профессиональной карьеры в области науки, технологий и инноваций.

С другой стороны, Санкт‑Петербург обладает огромным социокультурным и научно-технологическим потенциалом, который является важным ресурсом высококачественного образования, успешного развития наших детей и их карьерного роста.

В образовательном пространстве Санкт‑Петербурга сложилась система выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, благодаря которой создаются условия для дальнейшего развития их способностей, личностного и профессионального роста.

Накопленный опыт и ресурсный потенциал дают нам все основания для определения дальнейших перспектив развития системы выявления и поддержки одаренных детей Санкт‑Петербурга, в том числе средствами дополнительного образования.

Сегодня система дополнительного образования детей Санкт‑Петербурга гибко реагирует на вызовы времени. Она обеспечивает доступность дополнительных образовательных программ для 88% петербуржцев в возрасте от 5 до 18 лет, что значительно превышает средний показатель по России – 70%. Более 90% детей из этого числа занимаются на бюджетной основе!

 

Сегодня в системе образования города работают 60 учреждений дополнительного образования детей, 6 из которых находятся в непосредственном ведении Комитета по образованию.

Необходимо отметить, что все учреждения городского подчинения реализуют широкий спектр программ, направленных на выявление и поддержку одаренных детей по всем направленностям дополнительного образования.

Для сведения:

 

В рамках заключенных городом Соглашений осуществляется активное взаимодействие с федеральными образовательными центрами «Сириус», «Артек», «Орленок», «Океан», «Смена», в том числе по участию одаренных и талантливых детей в тематических и профильных сменах.

В качестве координатора направлений деятельности в системе выявления и поддержки одаренных детей Санкт‑Петербурга выступает нетиповое образовательное учреждение «Академия талантов», открытое по инициативе Губернатора Санкт‑Петербурга Г.С. Полтавченко в декабре 2015 года на базе знаменитого Каменноостровского дворца.

Сегодня «Академия талантов» - это уникальный региональный центр выявления и поддержки одаренных детей в различных сферах. В рамках заключенного Правительством Санкт‑Петербурга Соглашения с образовательным центром «Сириус» деятельность «Академии талантов» направлена на обеспечение индивидуальной работы с одаренными детьми по формированию и развитию их познавательных интересов, построению индивидуальных образовательных маршрутов.

Для этого образовательная среда Академии поддерживается современным инновационным оборудованием центров интеллектуальных игр, занимательных наук, голографического театра, светодиодной лаборатории и многими другими инновационными технологиями. Программы Академии позволяют выявлять и раскрывать творческий потенциал и способности детей, формировать их мотивацию к выбору той или иной деятельности в сфере науки или искусства.

Ежегодно в 16 тематических проектах Академии принимают участие более 30 тысяч школьников Санкт‑Петербурга. В текущем учебном году около 600 одаренных детей (что практически в 2 раза больше, чем в предыдущем) занимаются по 20 различным дополнительным общеобразовательным программам. В 185 международных, всероссийских и городских мероприятиях, проводимых «Академией талантов» для детей Санкт‑Петербурга, за два года приняли участие более 200 000 юных петербуржцев.

В октябре-ноябре 2017 года «Академия талантов» выступила инициатором и организатором городского фестиваля детских талантов в области художественно-эстетической направленности «Рождественские звезды». Этот фестиваль по сути стал петербургским аналогом Всероссийского фестиваля «Синяя птица».

21 декабря 2017 года на сцене театра «Мюзик-холл» состоялся гала-концерт «12 месяцев счастья», в котором приняли участие победители фестиваля. Концерт стал ярким событием и для зрителей, и для его участников.

Юным талантам нужны не только поддержка в создании условий для развития, но и возможность широкого предъявления своих достижений, общественное признание. Думаю, этот фестиваль станет традиционным ежегодным мероприятием, а местом проведения гала-концерта как формы поддержки талантливых детей должна стать лучшая концертная площадка нашего города – Большой Концертный Зал «Октябрьский»

Абсолютными новациями в деятельности «Академии талантов» в 2017 - 2018 учебном году стали программы с применением современных когнитивных технологий, направленные на развитие способностей ведения успешной предпринимательской деятельности учащихся: «Лаборатория предпринимательства», «Мастерская креативного мышления», - а также реализация программ в дистанционном режиме в формате стратегических сессий и индивидуальных образовательных маршрутов.

 

Востребованность Академии как центра притяжения юных талантов определила новые векторы ее развития. Сегодня идет работа по созданию структурного подразделения, ориентированного на ребят, проявляющих выдающиеся способности в гуманитарных, социальных науках и искусстве. Это подразделение создается на базе Правительственной резиденции К-1 по инициативе Губернатора Санкт‑Петербурга Г.С.Полтавченко.

В новом структурном подразделении будут открыты академические центры «Гуманитарные науки», «Искусство», «Глобалистика и урбанистика»:

 

  1.  «Гуманитарные науки»

- литературное творчество (анализ текста, самостоятельно создание текстов (проза, поэзия, эссе, публицистика и т.д), художественное слово, драматургия);

- «великие книги»

- история (всемирная история, история России, Петербурга);

- история искусств;

- кросс-культурные коммуникации (международные отношения, мировая культура, иностранные языки)

 

Этот центр позволит значительно расширить возможности изучения детьми русского языка как части мировой культуры и средства современной коммуникации, а также развить навыки исследовательской деятельности в области истории.

 

  1. «Искусство»

- живопись;

- архитектура;

- скульптура;

- дизайн;

- прикладное искусство, в том числе ремесла народов Северо-Запада;

- графика (рисунок, эстамп);

- музыка (инструментальное исполнительство, вокальное искусство, композиция)

 

 В рамках данного направления дети смогут осознать искусство как целостное социальное явление. Основной формой образовательного процесса станут мастер-классы, организованные именитыми представителями сферы искусства - авторами, создающими перед детьми художественный мир.

  1. «Глобалистика и урбанистика»

- обществознание;

- городская инфраструктура;

- дизайн городской среды.

Проектирование современной образовательной среды, ориентированной на выявление и поддержку одаренных и талантливых детей, осуществляется с учетом мировых тенденций, приоритетов социально-экономического развития России, научного, историко-культурного потенциала нашего города, потребностей детей и их родителей. И это позволяет достигать ожидаемых результатов!

Так, за последние годы больше, чем в 2 раза возросло количество детей, занимающихся по программам технической и естественнонаучной направленностей. Сегодня это почти 25% от всех детей, занятых в системе дополнительного образования.

Наиболее востребованными среди программ технической направленности являются: робототехника, электроника, информационные и компьютерные технологии, включая компьютерный дизайн и программирование, фотография и фото-дизайн, начальное техническое моделирование.

С учетом возрастания интереса детей к данным направлениям, мы выстраиваем работу по созданию соответствующих условий развития одаренных детей в действующих и вновь создаваемых учреждениях общего и дополнительного образования.

 

Например, на базе «Президентского физико-математического лицея № 239» действует одно из наиболее крупных отделений дополнительного образования по программам технической направленности, таким как «Робототехника», «Информационные технологии», «Нано- и химические технологии», «Экспериментальная физика» и другие.

 

Достижения лицеистов хорошо известны далеко за пределами Санкт‑Петербурга и России. Так, все проекты лицеистов по робототехнике, представленные на Всемирных олимпиадах роботов с 2012 по 2017 год, были удостоены золотых медалей.

Только в 2017 году учащиеся лицея завоевали 60 дипломов заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике, физике, информатике, астрономии, химии, экономике. Это лучший результат в России!

В этом же году на Международной олимпиаде школьников лицеисты получили золотую и серебряную медали по математике, а также золотую и бронзовую медали на Паназиатской олимпиаде по физике.

Лидерство лицея подтверждается и тем, что он уже 3-ий год подряд возглавляет список «Топ-500» лучших школ России.

В 2016 году на базе третьего здания Президентского физико-математического лицея № 239 открыт интернат "Формула успеха". Сейчас в интернате проживают 56 учащихся из 20 регионов России. Ребята обучаются в Лицее в первой половине дня, во второй - при поддержке опытных наставников реализуют свои исследовательские проекты в области математики и физики.

Сегодня в лицее идет работа по проектированию под современное использование здания по адресу: улица Бакунина, дом 8 для открытия Технопарка (Кванториума) с современным высокотехнологичным оборудованием для проведения экспериментальной и исследовательской работы учащихся, включая Hitech цех. Технопарк (Кванториум) модели «Мини» будет осуществлять обучение по образовательным направлениям:

IT-квантум, Наноквантум, Нейроквантум, Робоквантум.

На базе лицея действует отделение дополнительного образования детей (ОДОД), включающее в себя 202 учебных группы (более 2000 воспитанников), ведущих занятия по 72 программам различных направленностей.

Таким образом, на базе лицея созданы условия для развития целостной, гармоничной личности ребенка, что позволяет выпускнику лицея успешно реализовать себя в выбранных сферах деятельности.

С 2014 года ФМЛ № 239 в рамках Курса Открытого университета Сколково и Кружкового движения Национальной технологической инициативы при поддержке АСИ проводит обучение в формате массовых открытых онлайн-курсов. Сегодня этот замысел вырос в полноценную площадку, на которой доступны уже десятки курсов от крупных российских вузов и образовательных учреждений.

Еще одно образовательное учреждение, имеющее особый статус, «Санкт‑Петербургский губернаторский физико-математический лицей № 30» - одно из старейших учебных заведений Санкт‑Петербурга, отметившее в этом году свой 100-летний юбилей и также входящее в список «500 лучших школ России».

В 2016 году команда робототехников лицея, являясь единственной командой из России, заняла 4-е место на Всемирном чемпионате по робототехнике в США! Лицеисты неоднократно становились призерами и победителями на всероссийских и международных этапах олимпиад по информатике, физике и математике.

В лицее эффективно работает отделение дополнительного образования, в котором реализуются программы по робототехнике, конструированию, программированию и инженерной графике, действует лаборатория инженерного 3D моделирования, где ребята получают базовую профессиональную подготовку в области инженерной науки и информационно-коммуникационных технологий.

После завершения в 2017 году ремонтных работ физические и инженерные лаборатории лицея, кабинеты информатики оснащены самым современным оборудованием.

Действующие физико-математические лицеи эффективно выполняют функции центров выявления и поддержки одаренных и талантливых детей в сфере технического творчества. При этом в учреждениях создаются условия для всестороннего, гармоничного развития талантливых ребят, включая реализацию программ туристско-краеведческой, художественно-эстетической и спортивной направленностей.

Актуальной сегодня является также организация работы с одаренными и талантливыми детьми, проявившими свои способности в естественнонаучной сфере.

Значимое место в реализации этого направления занимает Эколого-биологический центр «Крестовский остров».

Комплекс Центра включает в себя оранжерею, мини-зоопарк, учебный корпус с актовым залом, исследовательскими лабораториями и компьютерным классом. На территории центра произрастает более 400 видов декоративных и культурных растений, около 100 видов насчитывает коллекция аквариумных рыб и ракообразных, в составе которых есть уникальные экземпляры.

В кружках и лабораториях Центра занимаются около 1800 учащихся в возрасте от 3 до 18 лет по 40 образовательным программам, включающим самые разные аспекты современных естественных наук.

- зоология и ботаника,

- гидробиология,

- экология,

- аквариумистика,

- микробиология,

- экологическая химия,

- ветеринария,

- флордизайн,

- ландшафтный дизайн и многое другое.

 

Для учащихся работают отделения общей биологии, малый медицинский факультет, группы подготовки к профильным олимпиадам. Образовательный процесс в них включает большой объем реальной практической и научной работы, что позволяет ребятам осознанно выбирать будущую профессию: более 76% выпускников Центра поступает в ВУЗы медицинского, биологического и экологического профилей.

Однако сегодня, в условиях динамично развивающегося в Санкт‑Петербурге фармацевтического кластера, данных ресурсов поддержки одаренных детей в этом направлении становится не достаточно.

Комитетом по образованию разработана концепция дальнейшего развития эколого-биологического центра, которая предполагает создание на его опыте, но на новом участке новых современных лабораторий по химии, медицине, экологии, фармацевтике. В этих лабораториях будут проводиться занятия не только для детей нашего города, но и для региональных команд Северо-Запада России. Соответственно, структура этого центра должна пополнится еще и современным гостиничным комплексом. Необходимость подбора нового земельного участка обусловлена тем, что территория эколого-биологического центра граничит с Приморским парком Победы – объектом культурного наследия федерального значения.

Особое место в системе выявления и поддержки талантливых детей занимают детские оздоровительные лагеря, находящиеся в ведении Комитета по образованию.

Их роль в работе с одаренными детьми заключается в проведении тематических и профильных смен, реализации индивидуальных маршрутов сопровождения талантливых детей в круглогодичном режиме, в том числе, в каникулярное время.

Старейшее учреждение дополнительного образования детей в России - Дворец творчества юных (Аничков Дворец), отметивший в прошлом году свое 80-летие, имеет богатые традиции работы с детьми, проявившими особые способности в разных областях: технической, естественнонаучной, художественной, социально-педагогической, физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой направленности. По всем этим направлениям накоплен огромный опыт, однако сегодня настало время, когда мы должны начать работу по модернизации помещений отдела технического творчества Аничкова Дворца - для создания на его базе еще одного современного Технопарка, и определить его особое место в системе технического образования детей.

Мы понимаем, что современным детям нужны разнообразные возможности для проявления своих способностей. В этих целях используются ресурсы образовательной среды нашего города, а город обладает уникальной историко-культурной средой, в которой реализуются различные образовательные проекты. Особое место в их числе принадлежи «Театральному уроку в Мариинском».

Сегодня можно с уверенностью сказать, что этот урок стал для учащихся школ города открытием особой театральной среды, особого мира, в котором царит волшебная сила искусства. И это погружение задает ориентиры для личностного и профессионального самоопределения детей.

 Многие образовательные проекты и инициативы получают значимую поддержку частных компаний и социальных партнеров, среди которых можно назвать «Полисан», «Гранд Макет Россия», «ЛЕНПОЛИГРАФМАШ» и другие.

Значимыми социальными партнерами в выявлении, развитии и поддержке одаренных детей в разных областях стали ведущие вузы Санкт‑Петербурга: Государственный университет, национальный исследовательский университет точной механики и оптики, Политехнический университет, Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, Морской технический университет и др.

Таким образом, в Санкт‑Петербурге реализуется распределенная модель по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей, которая, с одной стороны, позволяет эффективно использовать имеющиеся ресурсы, с другой стороны, находится в непрерывном инновационном развитии.

Мы не останавливаемся на достигнутом, и при поддержке Правительства Санкт‑Петербурга, для решения задач развития и поддержки детей, одаренных в области технического творчества, сегодня идет активная работа по созданию инновационных образовательных учреждений.

В 2018 году готовится к открытию инженерно-технологическая школа (№777), предназначенная для детей с неординарными способностями в технической сфере. Создание такой школы – тренд всемирной образовательной политики!

Учебные кабинеты будут оснащены уникальным проекционным, интерактивным и инженерным оборудованием и обеспечены доступом в сеть Интернет. Самые передовые лаборатории для проведения занятий по химии, физике, биологии, специализированные мастерские инженерного черчения, использующие технологии дополненной реальности позволят реализовать программы обучения с 10 самыми востребованными кафедрами лучших ВУЗов Санкт‑Петербурга и России. В школе будет обучаться 2 000 детей.

Отделение дополнительного образования школы обеспечено современными мастерскими фьюзинга (новой технологии создания витражей), гончарного дела, мехатроники и робототехники. Обучающиеся получат возможности подготовки к освоению будущих инженерных профессий, связанных с информационным моделированием зданий и сооружений, 3D-дизайном и прототипированием, основами работы на станках с ЧПУ, разработкой и созданием робототехнических систем, созданием и программированием элементов «умного дома», «Интернет-вещей» и другими. В отделении дополнительного образования школы будут задействованы около 6 000 детей.

Особая образовательная среда этой школы ориентирована на развитие у учащихся инженерно-проективного мышления, формирования навыков конструирования, моделирования технологических процессов.

В деятельности учреждения предусмотрен уникальный для Петербурга формат «семейной школы»: суббота и воскресенье будут наполнены образовательными программами, в которых заняты дети совместно с родителями.

Принципиально новым проектом по поддержке одаренных детей и талантливой молодежи в технической сфере стало и создание «Академии цифровых технологий», созданной в декабре 2017 года (14.12.2017).

Следует отметить, что с 1 сентября 2018г. академия начнет свою работу в здании по адресу: Большой пр. П.С., д. 29, а после завершения ремонтных работ в здании «малого мраморного дворца» в доме № 3 по Гагаринской улице откроется основная площадка Академии.

В Академии будут созданы условия для междисциплинарного образовательного процесса, направленного на подготовку кадров, отвечающих требованиям Индустрии 4.0. Будет разработана инфраструктура цифровой экосистемы, созданы своеобразные “испытательные полигоны” – центры сборки, тестирования и эффективного применения передовых мультидисциплинарных и кросс-отраслевых технологий формирования компетенций мирового уровня.

Главное звено Академии – Центр цифрового образования. Именно здесь сосредоточатся лаборатории, проектные офисы и мастерские. Обучение будет проводится по 35 направлениям. В лабораториях и мастерских дети смогут проводить опыты, конструировать, моделировать, экспериментировать, создавать реальные проекты.

Будущие воспитанники Академии – учащиеся общеобразовательных школ Санкт‑Петербурга и регионов Северо-Западного федерального округа в возрасте 5-18 лет. К моменту открытия Академии для обучения будут приняты 1500 детей. Через три года по плану в Академии будут обучаться до пяти тысяч человек ежегодно.

Отличительной особенностью этой Академии также является организация детского технопарка «Стандарт», включающего в себя: Кванториумы: Автоквантум, Аэроквантум, IT-квантум, Космоквантум, Промдизайн, Робоквантум, Энерджиквантум, Лазерквантум. В технопарках с привлечением профессионалов высокого уровня дети смогут получать начальные профессиональные умения и навыки по техническим дисциплинам.

Задача создания современного технологического образовательного пространства для детей Санкт‑Петербурга будет решаться и в рамках создаваемого Дворца науки и техники школьников.

Деятельность этого учреждения будет направлена на формирование познавательного интереса детей к инженерному творчеству и новым технологиям; развитие у них инженерного мышления; разработку и внедрение в практику новых методик технологического образования.

В новом учреждении будет предусмотрено создание самых современных условий, отвечающих требованиям опережающего развития:

- интерактивный музей науки и техники,

            - трансформируемые помещения;

            - пространства для организации совместной научно-исследовательской работы школьников и представителей науки;

            - современные лаборатории и испытательные полигоны;

            - производственные помещения.

Музейно-выставочная зона Дворца науки и техники школьников будет представлять собой научно-просветительский центр, призванный рассказать об истории развития науки в России и мире, о передовых открытиях и высоких технологиях.

Благодаря оснащению технологией многомерной голографии, современным проекционным оборудованием, позволяющим оказаться в космическом пространстве или внутри живых объектов, музей станет центром притяжения как только начинающих исследователей, так и представителей научных школ Санкт‑Петербурга. Создаваемый музей будет ориентирован также и на содержательный семейный досуг.

Кроме того, дети и их родители – посетители Музея, смогут ознакомиться с профессиями будущего, т.к. одной из его функций станет работа по раннему профессиональному самоопределению детей.

С уверенностью можно отметить, что сегодня в Санкт‑Петербурге созданы все условия для поддержки талантливых детей во всех областях, но система выявления и поддержки юных талантов требует постоянного развития и обновления.

Все что сделано ранее, а также проекты, над которыми мы работаем в настоящее время, позволят реализовать в Санкт‑Петербурге самые инновационные и востребованные программы дополнительного образования детей, обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, создать условия для его личностного и творческого роста.

В контексте государственной политики, оперирующей понятием «человеческий потенциал», именно талантливый человек способен внести свой важный вклад в развитие страны.

Дата публикации:
Поделиться