«Современное образование: новая реальность». Доклад председателя Комитета по образованию Ж.В. Воробьевой на пленарном заседании Петербургского международного образовательного форума

Уважаемая Ольга Юрьевна!

Уважаемй Георгий Сергеевич!

Уважаемые участники заседания!

Размышляя о современном состоянии образования, о его перспективах, выделю четыре основных позиции, которые определяют новую образовательную реальность. Это:

- глобальные противоречия современного общества;

- особенности феномена «цифрового поколения»;

- «выход» образования за рамки школы;

- растущая потребность в формировании новых образовательных институтов.

Представляется важным изначально обозначить общий фон, на котором происходит развитие образовательных институтов. Прежде всего, он характеризуется широким набором общественных противоречий, которые оказывают влияние на процесс образования современного человека и трансформируют образовательные системы. Для 21-го века эти противоречия  были выделены 20 лет назад Международной комиссией по образованию в докладе «Образование: сокрытое сокровище». Это противоречия:

- между глобальными и локальными проблемами;

- между универсальным и индивидуальным;

- между традициями и современными тенденциями;

- между невиданным развитием знаний и возможностями их усвоения человеком;

- и, конечно, «вечным противоречием» между духовным и материальным миром.

Влияют ли эти противоречия на педагогические и управленческие практики? Несомненно, да! В глобализирующемся мире они универсальны и формируют специфические вызовы образованию. Все участники образовательных отношений ощущают их на себе и по-разному реагируют на них.

Развитие системы образования в последние годы становится все более зависимым и от нового социального феномена, часто определяемого в литературе как «цифровое поколение». Социологи так называют поколение детей и молодежи, рожденное после 1996-го года. Именно оно сегодня составляет совокупность школьников и основную часть студенчества. Новое поколение в целом отлично от старших воспринимает и оценивает окружающий мир, имея в личном опыте представления о жизни в глобализирующемся мире. Это поколение противоречиво в своих устремлениях, образе мыслей и поведении, одновременно проявляя особый интерес к цифровым технологиям, наукам и искусству. Думается, появление такого поколения в последние 20 лет – неслучайно – оно совпадает с выделенными и наиболее ярко проявившимися в этот же период противоречиями общественного развития. Организация образования школьников и студентов «цифрового поколения», определение его содержания и выбор технологий представляется сложнейшей задачей с педагогической и психологической точек зрения и требует новых, часто нестандартных организационных решений.

В этой связи неслучайным и все более очевидным представляется наметившийся «выход» образования за пределы детского сада, школы, колледжа и университета. Разнообразие связей образовательных учреждений в социуме – сегодня не имиджевый фактор, а реальное условие обеспечения качества образования. Сама окружающая среда сегодня становится для ребенка и подростка действенным образовательным ресурсом, требуя однако со стороны педагогов и родителей специальной ее организации. Для такой организации недостаточно поддерживать развитую сейчас интеграцию основного и дополнительного образования детей. Нужно ставить в более широком смысле новую задачу по созданию и развитию культурно-образовательного ландшафта территорий. Еще в прошлом году в основном докладе на Форуме мы приводили примеры петербургских практик структурирования образовательного пространства и управления социокультурными ресурсами районов в интересах образования. Это непростая, но очень значимая работа.

Решая эту задачу мы подходим к осознанию потребности создания новых институтов в системе образования через:

- развитие современных многопрофильных образовательных комплексов;

- поддержку «авторских» школ;

- реализацию межотраслевых образовательных проектов;

- системную организацию инновационной деятельности, обеспечивающей рост качества педагогических и управленческих практик и многое другое.

Сегодняшним школьникам предстоит жить и работать в совершенно ином мире, характеризующимся глубокой интеграцией информационных технологий в производственные процессы и обычную жизнь человека. Мы должны уже сегодня так организовать образовательное пространство и процессы, чтобы подготовить их к этому. Таковы в общих чертах реалии современного образования, наш взгляд на перспективы изменений и возможные ответы на грядущие вызовы.

Мне хотелось бы отдельно остановится на анализе педагогических инноваций как характеристике новой реальности образования. Как реагируют на вызовы образовательные учреждения, руководители и педагоги? Ответ очевиден – активным инновационным поиском. Можно утверждать, что такой поиск в России и за рубежом имеет много общего:

- инновации протекают в едином векторе, заданном изменяющимися взглядами на роль образования в мире и стремительным развитием информационных технологий;

- системы образования меняются под влиянием постоянного усложнения экономической деятельности, общественных отношений и культурных изменений, вызванных глобализацией;

- растет необходимость эффективного распространения инновационных практик, включая их ресурсную поддержку.

Наш анализ показывает, что основные инновации в образовательных системах фокусируются на:

- проектировании новых учебных планов и программ;

- росте разнообразия методов и технологий обучения;

- расширении использования информационных технологий в обучении;

- активизации позиций учащихся в процессе обучения;

- изменении подходов к оценке результатов обучения учащихся;

- включении ресурсов внешней среды в образовательный процесс;

- поддержке развития профессионализма педагогов.

Очевидно, что названные направления инновационного поиска связаны с интересами современных школьников и обеспечивают более широкое использование социокультурной среды в интересах ребенка и системы образования в целом.

Важно подчеркнуть, выступая именно в рамках Петербургского форума, что для решения задач обучения нам необходимо обеспечить гармоничное сочетание современной образовательной техносферы и гуманитарных наук. Это замечание связано с тем, что 21-й век будет характеризоваться опережающим ростом роли гуманитарного знания как вечной основы прогресса цивилизации и гуманизма в условиях бурного технологического развития. Такой подход позволит приоритетно обозначить этику и мораль человека будущего.

В этой связи не могу не назвать новые примеры гуманитарного обновления содержания и технологий образования в Петербургской школе. Только в прошлом году школами были разработаны уникальные продукты, носящие выраженный гуманитарный характер - программы школьной медиации, новые методики психологической помощи детям, а также авторские решения по управлению профориентацией старшеклассников. Эти материалы размещены на портале «Петербургское образование».

Для поддержки наших целей мы совершенствуем распределенную модель работы с одаренными детьми. Она позволяет выявлять, развивать и поддерживать их таланты, эффективно используя имеющиеся ресурсы. В ближайшее время на базе передаваемой резиденции К-1 на Каменном острове будет создано структурное подразделение Академии талантов Санкт‑Петербурга, в котором откроются центры «Гуманитарные науки», «Искусство» и «Глобалистика и урбанистика».

В то же время система образования Санкт‑Петербурга вырабатывает и реализует комплексные решения по развитию техносферы, которые можно обозначить как решения институционального уровня, столь необходимые в новых реалиях образования. Среди них назову три ведущих:

- дистанционное образование, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

- движения Ворлдскиллз «Молодые профессионалы» и Ворлдскиллз Джуниор;

- включение в олимпиаду Национальной технологической инициативы.

Несколько лет назад Россия включилась в движение Ворлдскиллз «Молодые профессионалы». Санкт‑Петербург стал пионером движения, увидев в нем новые образовательные возможности для студентов учреждений СПО и молодых рабочих. Наша работа уже получила признание - в начале марта Санкт‑Петербург был выбран местом проведения чемпионата ЕвроСкиллс 2022-го года. Следует отметить, что само участие в этом движении является и мощным ресурсом профориентации!

Еще более широкие возможности для этого дает новый формат - Ворлдскиллз Джуниор. Это, бесспорно интересное для современных школьников, движение обеспечивает трансляцию лучших практик продуктивного обучения. Несмотря на всего трехлетнюю историю участия в движении многие наши учащиеся уже имеют достижения на всероссийском и мировом уровне в компетенциях «Графический дизайн», «Прототипирование», «Инженерный дизайн», «Лазерные технологии» и других. Недавно созданная Академия цифровых технологий Санкт‑Петербурга станет координационным центром движения Ворлдскиллз Джуниор и позволит сделать стремительный шаг в его развитии.

И еще один пример. В этом году Санкт‑Петербург впервые участвовал в Олимпиаде НТИ, сразу возглавив ТОП-5 наиболее активных регионов России. Национальная технологическая инициатива – программа глобального технологического лидерства России к 2035-му году, участие в которой рассматривается нами одновременно как новый горизонт планирования роста и как инструмент развития образования. По итогам первых финалов петербургские школьники заняли десяток призовых мест в индивидуальном и командном зачетах. Это демонстрирует потенциал инженерного образования и обозначает перспективы работы школ и учреждений дополнительного образования города.

Всё это примеры реализованных инициатив. Уже сейчас мы проектируем и готовим новые «точки роста». Например, Президентский лицей 239 разрабатывает программы изучения школьниками элементов виртуальной реальности и основ работы с ней. На базе лицея уже апробированы для всей России массовые открытые онлайн курсы, обеспечивающие перспективные разработки, или курс по нанокиборгам, показывающий возможности бионики - внедрения технологических элементов в биологический организм. Мы также создаем новую Инженерно-технологическую школу 777, руководитель которой представит сегодня на пленуме ее концепцию.

Анализируя инновационный поиск в образовании и организуя его в формате институтов мы поддерживаем педагогические системы образовательных комплексов. Да, комплексы есть во многих регионах страны, однако отмечу, что для нас в их создании важна не экономическая, а педагогическая составляющая. В нашем городе комплексы появились более 10-ти лет назад. Среди них Академическая гимназия 56, лицей 533 «Малая Охта», гимназия 642 «Земля и Вселенная», Президентский и Губернаторский физико-математические лицеи, гимназии 155 и 171, а также некоторые другие. Все они на протяжении последних пяти лет входят в ТОП-500 «Лучшие школы России». При этом Санкт‑Петербург не ставит задачу массового перехода на такую модель организации образовательного пространства - комплексы будут создаваться только там, где это содержательно обоснованно.

Как реализованное решение в этой области можно рассматривать оптимизацию сети и укрупнение государственных профессиональных образовательных учреждений в 2000-х годах. Сейчас их в Санкт‑Петербурге 77, а еще 15 лет назад было более 150-ти. Принятое решение было оправданным и сейчас очевидно, что оно способствовало:

- улучшению материально-технической базы и ресурсного обеспечения учреждений профобразования;

- появлению новых программ по перспективным профессиям;

- повысился престиж отрасли, вырос «приток» в нее новых студентов и укрепились ее связи с работодателями.

И, наконец, еще одна характеристика. Речь идет о появлении в региональных образовательных системах «авторских школ». Наш город здесь не исключение. Авторские школы в Санкт‑Петербурге являются не только центрами педагогических инноваций, но и посредством социальных связей в целом влияют на социокультурный ландшафт города. Таким образом, наличие «авторских школ» - неотъемлемая черта новой реальности образования. В этой связи представляется важным провести анализ развития «авторских школ» – выделить их общие черты и определить специфику, понять их перспективы.

Образовательные комплексы и «авторские школы» можно считать разновидностью новых институтов в образовании, обеспечивающих его развитие с учетом интересов обучающихся и местного социума.

В последней короткой части доклада надо коснуться еще одного важного аспекта современного образования. Я имею в виду необходимость «нового» управления современной школой. Почему это важно? Потому что происходящими изменениями надо управлять и готовить новые изменения!

В условиях трансформации роли образования человека в современном мире, усложнения функций образовательных систем преобразуется деятельность руководителей детских садов и школ, колледжей и университетов. Это отражается в управленческих задачах, определяемых обществом и органами государственного управления. Мы проанализировали такие задачи в российской и зарубежной практике. Как традиционные, самые распространенные в разных странах выделяются:

- администрирование

- управление образовательным процессом и оценка его качества;

- обеспечение сотрудничества с местным сообществом.

Последняя задача хотя и обозначена как традиционная, в условиях новой реальности образования приобретает новый формат. Она включает в себя новые аспекты и практики, которые расставляют акценты такого сотрудничества главным образом на образовательной, на педагогической составляющей. Сегодня характеристикой развивающейся управленческой практики можно считать ее открытость местному социуму.

Большой интерес для рассмотрения представляют и те управленческие задачи, которые не имеют массового распространения. Например, поддержка руководителем распределенного лидерства в организации. В этой связи надо обозначить и еще одну задачу эффективного руководителя – его постоянное профессиональное саморазвитие! Может ли сделать это сам руководитель? Эффективный директор – несомненно, да! Но каждому руководителю в этом должна помогать система повышения квалификации, которой также нужно совершенствоваться, реагируя на усложнение контекстов управления и новые задачи. Без этого невозможно эффективное управление. В образовании именно человек является главным субъектом и основной ценностью! Уверена, что мы все хорошо понимаем это.

Важно отметить, что в Петербургской школе есть многочисленные управленческие практики, характеризующие изменение роли современного руководителя. Поэтому мы инициировали в этом году региональное исследование «Изменения в управленческой деятельности руководителя общеобразовательной организации». Уверена, что его результаты будут интересны и полезны многим. Думаю, что мы сможем обсудить итоги исследования на следующем Форуме.

В заключение хотелось бы отметить исключительную многогранность обсуждаемой нами сегодня темы. Однако я уверена в том, что нам надо обсуждать именно непростые вопросы и вместе искать ответы на них. Это связано с тем, что современная школа – общественный институт, который как ни один другой обращен в будущее.

Мы с вами живем и работаем сегодня ради завтра.

Мы развиваемся поступательно.

И наконец, говоря уже собственно о Петербургской школе можно сказать: «Мы не делаем того, что модно - мы делаем то, что нужно!»

 

Дата публикации:
Поделиться