Судебный и административный порядок обжалования нормативных правовых актов

Общие положения

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин вправе обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административный (досудебный) порядок предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу или должностному лицу по отношению к органу или должностному лицу, принявшему решение по обращению или совершившему действия (допустившему бездействие).

Первичное обращение в органы власти производится в виде заявления, т.е. просьбы гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критики деятельности указанных органов и должностных лиц.

Если заявление осталось не рассмотрено, органом власти не предоставлен мотивированный отказ в рассмотрении заявления, либо действия органа власти или должностного лица не удовлетворяют обратившегося, то гражданин вправе подать жалобу на бездействие либо на действия органов власти или уполномоченного лица в вышестоящий орган власти (вышестоящему должностному лицу). Так, решения, действия (бездействие) должностных лиц Комитета, например, заместителей председателя Комитета, могут быть обжалованы непосредственно председателю Комитета.

Жалобу можно направить по почте (190031, Санкт‑Петербург, пер. Антоненко, дом 8, лит. А), на электронный адрес (kobr@gov.spb.ru  – электронная почта Комитета).

Обжалование нормативных правовых актов и иных решений, принятых Комитетом

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти могут быть также обжалованы в суд.

Согласно пунктам 3 и 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50
«О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются, в частности, издание их органами государственной власти или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц и соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

Правила предъявления административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим установлены статьей 208 КАС.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.

Административные исковые заявления о признании нормативных правовых актов недействующими в порядке, предусмотренном КАС, не подлежат рассмотрению в суде, если проверка конституционности этих правовых актов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами отнесена к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим предусмотрены статьей 209 КАС.

Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 125 КАС.

К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 КАС, документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 4 части 2 статьи 209 КАС, а также копия оспариваемого нормативного правового акта.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 20 КАС дела об оспаривании нормативных правовых актов Комитета рассматриваются Санкт‑Петербургским городским судом в качестве суда первой инстанции.

Обжалование решений, действий (бездействия) Комитета, его должностных лиц и государственных служащих в порядке, предусмотренном КАС

Гражданин, организация, иные лица если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности могут подать жалобу в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать, или обратиться непосредственно в суд в соответствии
с главой 22 КАС.

Правила предъявления административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего указаны в статье 218 КАС.

Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, установлены статьей 220 КАС.

Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 125 КАС.

К административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 КАС,
а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа государственной власти или
от вышестоящего в порядке подчиненности должностного лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.

Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 КАС.
По общему правилу дела в отношении решений, действий (бездействия) Комитета, его должностных лиц и государственных служащих рассматриваются Смольнинским районным судом Санкт‑Петербурга в качестве суда первой инстанции.

Кроме того, согласно ч. 3 ст. 24 КАС административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) Комитета, его должностных лиц и государственных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных КАС, – по адресу организации, являющейся административным истцом.

Правила предъявления административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим установлены статьей 208 КАС РФ

Правила предъявления административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего установлены статьей 218 КАС РФ

Оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) Комитета по образованию в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности

Административный порядок обжалования нормативных актов и иных решений, действий (бездействия) Комитета по образованию, подведомственных  ему государственных учреждений и их должностных лиц

 

 

 

Дата изменения: 28 сентября 2022