Итоги тарифной кампании 2021 года

16 декабря 2021

О результатах работы за год и о предстоящих изменениях в 2022 году

16 декабря состоялась пресс-конференция по итогам тарифного регулирования за 2021 год. О результатах работы за год и о предстоящих изменениях в 2022 году рассказал председатель Комитета по тарифам Санкт‑Петербурга Дмитрий Коптин. В пресс-конференции также принял участие председатель Комитета по транспорту Кирилл Поляков.

ТАРИФЫ НА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Для всех регионов Российской Федерации Правительство устанавливает предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, который ограничивает рост платежей за коммунальные услуги (горячее водоснабжение, отопление, электроснабжение, газоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, ТКО).

На региональном уровне Правительство города ежегодно снижает предельный индекс, утвержденный федеральным правительством. Так, в 2019 году он был снижен на 0,2% до 4,3%, в 2020 году – на 0,3% до 3,5%, в 2021 году – на 0,2% до 3,3%. На 2022 год губернатор Санкт‑Петербурга утвердил данный индекс на уровне 3,5%, что на 2,8% ниже утвержденного федеральным правительством. Таким образом, тарифная политика города сохраняет свою социально-ориентированную направленность. В ее основе остается принцип «инфляция минус», при котором темп изменения платы за коммунальные услуги не превышает уровня инфляции.

Ближайшее изменение тарифов на коммунальные услуги произойдет лишь 1 июля 2022 года.  Изменение тарифов на теплоснабжение составит 3,6%. Индексация в сфере газоснабжения произойдет на 3,3% и составит 6 985,08 руб./1000 куб.м. Тарифы на электрическую энергию для населения на 2022 год прогнозируются со средним ростом 5% (с учетом всех групп населения и видов тарифов). Указанный рост обусловлен необходимостью соблюдения предельных уровней тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению Санкт‑Петербурга, установленных ФАС России и учитывает необходимость сокращения перекрестного субсидирования в сфере электроэнергетики.

Что касается тарифов на водоснабжение и водоотведение, на 2022 год установлен исторически минимальный темп роста – 1,7%. Начиная с 2011 года это наименьший прирост тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Отдельное внимание Дмитрий Коптин уделил вопросу перехода на новую систему обращения с ТКО. Напомним, в 2018 году Государственная дума РФ приняла закон, позволяющий городам федерального значения отсрочить переход на новую систему по обращению с ТКО на 3 года. Принимая во внимание большое количество неразрешенных вопросов, было принято решение о введении моратория на территории Санкт‑Петербурга на деятельность регионального оператора.

На время переходного периода, составляющая платы за вывоз и захоронение (обработку, обезвреживание) ТКО оставалась в составе платы за содержание жилого помещения. Размер платы за эту услугу собственники помещений в МКД устанавливали самостоятельно на общих собраниях из расчета на 1 кв.м. В 2022 году услуга по обращению с ТКО переходит из жилищных услуг в состав коммунальных и будет рассчитываться в соответствии с тарифами, установленными Комитетом.

В квитанции у граждан это отображается как тариф регионального оператора * норматив накопления ТКО для 1 кв.м * общая площадь квартиры = 969,70 руб./куб.м * 0,0066 куб.м/кв.м * количество кв.м общей площади квартиры.

Правительство Санкт‑Петербурга приняло решение об утверждении порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в многоквартирных домах исходя из площади жилого помещения. Такой порядок расчета за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами более привычный для граждан, проживающих в многоквартирных домах, и его сохранение поможет избежать социальной напряженности в городе.

«Правительство Санкт‑Петербурга в тарифной политике последовательно продолжает реализовывать принцип «инфляция минус», когда тарифы изменяются на уровне меньше прогнозируемой инфляции. Данный подход поддерживает баланс между потребителями и ресурсоснабжающими организациями. У компаний появляется возможность долгосрочного планирования и концентрирования внимания на повышении энергоэффективности и энергосбережения, а у жителей сохраняется комфортная социальная среда», - объяснил председатель Комитета по тарифам Дмитрий Коптин.

Финальный размер платы за коммунальные услуги, указанный в платежке, складывается из двух показателей – установленного тарифа и объема потребленного ресурса. Если говорить простыми словами, тариф – это цена за единицу коммунального ресурса, например, за 1 кубический метр холодной или горячей воды, а объем –количество необходимой потребителю в месяц воды. Кроме того, в квитанциях отображается не только плата за коммунальные услуги, но и за жилищные.

ПЛАТА ЗА СОДЕРЖАНИЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

Размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей также будет проиндексирован. С 1 июля 2022 года он увеличится на 3,5% по сравнению с декабрем 2021 года. В денежном выражении рост совокупной платы за жилищные услуги изменится в среднем на 26 рублей на человека.

По расчетам Комитета доля совокупной платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги с учетом платы за твердые коммунальные отходы в среднедушевом денежном доходе в 2021 году составляет 6,44%. При этом с учетом изменения размера платы в 2022 году эта доля составит 6,27%, а значит не приведет к увеличению расходов бюджета Санкт‑Петербурга на предоставление мер социальной поддержки гражданам, проживающим в Санкт‑Петербурге.

Еще одной из наиболее волнующих жителей города тем стала плата за содержание и ремонт лифтового оборудования. Плата рассчитывается с учетом технических характеристик лифтового оборудования (скорость, грузоподъемность) и с учетом этажности в различных секциях МКД, что способствует более справедливому начислению платы. Жителям, проживающим на первых этажах многоквартирных домов, а также проживающим в домах, не оборудованных лифтами, плата за его содержание и ремонт по-прежнему не начисляется.

«Напомню, что тарифы, установленные Комитетом направлены на регулирование платы для нанимателей. На собственников помещений тарифы могут распространяться только в том случае, если они не смогли договориться о других условиях самостоятельно», — уточнил докладчик.

Общий прирост платежа за жилищно-коммунальные услуги (с учетом ТКО) гражданина, проживающего в квартире с наиболее характерной степенью благоустройства в семье из трех человек, при расчете по нормативам потребления коммунальных услуг с 1 июля 2022 года составит 3,9% при планируемом уровне инфляции 4,3%.

Кроме того, в бюджете Санкт‑Петербурга предусмотрены средства для компенсации гражданам расходов на оплату ЖКХ, если доля таких расходов в совокупном доходе превышает 14%. Для получения субсидии необходимо обратиться в Городской центр жилищных субсидий.

ТАРИФЫ НА ПРОЕЗД В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

С каждым годом доля разовых поездок (по «гостевому» тарифу) снижается, пассажиры переходят на проездные билеты длительного пользования, в настоящее время по разовым билетам совершается 14,5% (с учетом оплаты по банковским картам) всех поездок в городском пассажирском транспорте, преимущественно туристами.

При этом, для поддержания инфраструктуры, развития транспортной сети, а также усиления транспортной безопасности и приобретения новых подвижных составов постоянно требуются средства.

В связи с чем в 2022 году «гостевые» тарифы на разовые поездки, предусмотренные для туристов и гостей города, будут увеличены на 5 рублей, т.е. стоимость одной поездки в метро составит 65 рублей, в наземном городском транспорте – 60 рублей. Однако для горожан, пользующихся общественным транспортом, предусмотрено широкое меню проездных документов многоразового пользования, которое постоянно совершенствуется и позволяет жителям существенно экономить при оплате проезда. Разница между стоимостью, оплачиваемой гражданами и фактическими расходами транспортных организаций, компенсируется за счет бюджетных средств. На эти цели в бюджете Санкт‑Петербурга на 2022 год предусмотрено более 50,2 млрд рублей.

Для жителей Санкт‑Петербурга одна поездка по единому электронному билету «Подорожник» в 2022 году составит 45 рублей в метро и 40 рублей в наземном городском транспорте. При этом предлагается ввести на указанном билете пересадочный тариф в течение 60 минут, по которому стоимость первой поездки на социальном маршруте наземного транспорта составит 40 рублей, стоимость второй поездки составит 10 рублей, третья и последующие поездки будут бесплатны для пассажира. Введение пересадочного тарифа планируется с 01.04.2022 в рамках первого этапа реализации новой схемы транспортного обслуживания.Стоимость предоплаченных месячных проездных билетов (автобусный, комбинированный, на метро и единый) и повременных (билет на 90 минут, суточные билеты на 1, 3 и 5 суток) также изменится на 4,0%. Средняя стоимость одной поездки по месячному единому билету для пассажиров будет варьироваться от 31 рубля в наземном транспорте до 33 рублей в метро. Стоимость проезда по указанным билетам будет ниже как «гостевых» тарифов, так и стоимости разовой поездки по карте «Подорожник».

По льготным билетам для студентов, школьников, пенсионеров и других льготных категорий планируется изменение стоимости в рамках индекса потребительских цен на 4,0 %.

Кроме этого, в связи с переходом на новую модель транспортного обслуживания с 01.04.2022 планируется отмена участкового тарифа (сейчас действует на 9 маршрутах) и километрового тарифа (действует на 59 маршрутах) и установление единого городского тарифа.

Участковый тариф в настоящее время на 9 автобусных маршрутах Санкт‑Петербурга установлен участковый тариф. Такой тариф применяется на маршрутах, связывающих удаленные районы города, ранее являвшиеся городами-спутниками. К таким удаленным городам относятся Петергоф, Ломоносов, Зеленогорск, Сестрорецк, Пушкин. Данные маршруты разделены
на 2 или 3 тарифных участка, стоимость проезда по «гостевому» тарифу в границах одного участка. Максимальная стоимость проезда по участковому тарифу сейчас доходит до 165 рублей по «гостевому» тарифу и 108 рублей по билету «Подорожник», с 01.04.2021 стоимость по «гостевому» тарифу на всех таких маршрутах будет составлять 60 рублей, а по билету «Подорожник» 40 рублей. Километровый тариф действует на автобусных маршрутах пригородного сообщения, связывающих Санкт‑Петербург и Ленинградскую область (в 2021 году установлен предельный тариф не более 5,7 рублей за км), максимальная стоимость сейчас доходит до 200 рублей, с 01.04.2021 она будет составлять 60 рублей по «гостевому» тарифу и 40 рублей по билету «Подорожник».

Тем самым мы распространяем единый тариф на всю городскую и пригородную маршрутную сеть и снимаем социальную напряженность среди жителей удаленных районов города.

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗОНАХ ПЛАТНОЙ ПАРКОВКИ

1 декабря 2021 года зона платной парковки начала свою работу еще на 71 улице Центрального района – в границах Невского проспекта, Воскресенской набережной, Синопской набережной и набережной реки Фонтанки.

При этом действующая зона платной парковки уже доказала свою эффективность:

- увеличилась пропускная способность и скорость передвижения общественного транспорта и автотранспорта на магистральных улицах: Литейном пр., ул. Маяковского, ул. Пестеля;

- увеличилась оборачиваемость парковочных мест. Теперь парковочная сессия,  в среднем, длится не более 2 часов. Ранее, парковка автомобилей продолжалась до 8-10 часов;

- существенно сократились случаи парковки на тротуарах или вторым рядом.

С 1 декабря 2021 года изменились и тарифы на размещение транспортных средств в зоне платного парковочного пространства. Теперь единый почасовой тариф для автотранспорта категории В составляет 100 рублей.

Однако для жителей платной зоны тариф на оформление годового парковочного разрешения остался неизменным - 1800 рублей в год для категории В, 900 рублей – для А и 3 600 в год – для категории С.

Приобрести месячный парковочный абонемент для транспортных средств категории В также возможно. Его стоимость составляет 20 075 рублей, а годового - 179 580 рублей.

По-прежнему бесплатно парковаться в зоне платной парковки при условии оформления парковочного разрешения смогут:

• собственники жилого помещения в границах зоны платной парковки: участники Великой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период ВОВ, лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

• зарегистрированные в Санкт‑Петербурге многодетные семьи;

• владельцы электрокаров.

Не менее 10% парковочных мест в платной зоне выделено для размещения транспортных средств инвалидов, при этом номер автомобиля инвалида обязательно должен быть включен в Федеральный реестр инвалидов.  Если такие парковочные места заняты, то при размещении транспортного средства на иных парковочных местах парковка осуществляется на общих основаниях и должна быть оплачена.

Регулирование тарифов связано с загрузкой действующей зоны платной парковки, которая близка к 100%. По статистике всего лишь 15% оплат – оплачиваемые парковочные сессии, 85% составляет парковка льготных категорий граждан или парковка до 15 мин (бесплатное время). Вместе с тем существующей емкости платного парковочного пространства не хватает для комфортного размещения автомобилистов, и в этой части необходимо увеличение парковочных мест в платной зоне. Поэтому работа в этом направлении будет продолжена для того, чтобы сделать город более комфортным для проживания его жителей и гостей.

«Все, что делает Комитет по тарифам совместно с коллегами из профильных комитетов Смольного важно для  развития Санкт‑Петербурга как современного, высокотехнологичного города с развитой инфраструктурой и экономикой, стремящегося постоянно повышать качество жизни граждан и эффективность обслуживания населения, своевременно решающего задачи по снижению расходов ресурсов и соответствующего жестким стандартам национального проекта «Формирование комфортной городской среды», — подвел итоги пресс-конференции Дмитрий Коптин.

Поделиться