Доклад о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, прозвучавший на семинаре «ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ. ПЕРВЫЙ ГОД В НОВЫХ УСЛОВИЯХ» в рамках выставки "ЖКХ России" в 2016 году

Введение лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, стало серьёзным шагом на пути наведения порядка в такой непростой отрасли, как жилищно-коммунальное хозяйство, поскольку от качества предоставляемых управляющими организациями услуг, зависит комфортное и безопасное проживание жителей в многоквартирных домах.

С введением лицензирования значительно повышается ответственность управляющих организаций, введена оценка соответствия соискателя лицензии и лицензиата требованиям действующего законодательства. Оценка деятельности управляющей компании начинается с момента соискания лицензии, когда начинается проверка органом государственного жилищного надзора достоверности предоставленных соискателем лицензии сведений. Вся история лицензиата, результаты проверок соблюдения лицензионных требований с момента подачи им заявления о предоставлении лицензии формируются в одном Лицензионном деле управляющей организации, которое ведётся Инспекцией на протяжении всего времени существования управляющей организации.

Правовые основания для предоставления государственной услуги лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определены довольно большим перечнем нормативно правовых и распорядительных актов:

  1. Жилищный и Налоговый кодексы Российской Федерации;
  2. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ);
  3. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ);
  4. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;
  5. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
  6. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
  7. постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»;
  8. постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия»;
  9. постановление Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 № 826 «Об утверждении типовой формы лицензии»;
  10. постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2015 № 289 «О порядке информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом» (далее - Порядок);
  11. постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 № 852 «Об утверждении Правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг и о внесении изменений в Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг»;
  12. постановление Правительства Санкт‑Петербурга от 23.11.2004 № 1849 «О Государственной жилищной инспекции Санкт‑Петербурга»;
  13. постановление Правительства Санкт‑Петербурга от 23.12.2011 № 1753 «О Порядке межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг исполнительными органами государственной власти Санкт‑Петербурга и органами местного самоуправления в Санкт‑Петербурге, а также услуг государственных учреждений, подведомственных исполнительным органам государственной власти Санкт‑Петербурга, и других организаций, в которых размещается государственное задание (заказ) (далее – Порядок межведомственного информационного взаимодействия);
  14. постановление Правительства Санкт‑Петербурга от 26.11.2014 № 1067 «О создании Лицензионной комиссии Санкт‑Петербурга по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами»;
  15. распоряжение Правительства Санкт‑Петербурга от 29.04.2013 № 34-рп «О мерах по реализации статей 7 и 7.1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»  утверждены:

  • Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Положение о лицензировании);
  • Положение о ведении реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций;
  • Положение об осуществлении контроля за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор;

Кроме того определено что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации осуществляет разъяснения по применению данных положений, а также разрабатывает и утверждает:

  • порядок проведения, определения результатов квалификационного экзамена, порядок выдачи и аннулирования квалификационного аттестата, порядок ведения реестра квалификационных аттестатов, форму квалификационного аттестата и перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене;
  • методические указания о порядке формирования и деятельности лицензионной комиссии;
  • методические рекомендации по разработке административного регламента предоставления государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;
  • методические рекомендации по разработке административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю.

Федеральный закон о лицензировании от 04.05.2011 № 99-ФЗ регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Дополнительные законодательные нормы установлены и Жилищным кодексом Российской Федерации.

Принятые нормативные и распорядительные документы регламентирующие деятельность лицензирующих органов и их должностных лиц при осуществлении лицензирования отдельных видов деятельности, конкретизирующих содержание лицензионных требований, являющихся объектом лицензионного контроля, устанавливающих формы документов, используемых при лицензировании, соответствуют требованиям достаточности, полноты, объективности, доступности для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, возможности их исполнения и контроля.

Государственной жилищной инспекцией Санкт‑Петербурга (далее - Инспекция) одной из первых среди регионов России подготовлены все необходимые для перехода к лицензированию нормативные акты субъекта, в полном объёме организована работа Лицензионной комиссии Санкт‑Петербурга по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с требованиями законодательства разработаны и утверждены Административные регламенты Инспекции, а именно: «Административный регламент Государственной жилищной инспекции Санкт‑Петербурга по предоставлению государственной услуги по осуществлению лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (утвержден распоряжением Инспекции от 13.01.2015 № 1-р) и «Административный регламент Государственной жилищной инспекции Санкт‑Петербурга по исполнению государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за осуществлением деятельности по управлению многоквартирными домами (утвержден распоряжением Инспекции от 13.01.2015 № 2-р).

Административные регламенты, нормативно правовые акты и иные распорядительные документы в соответствии с Положением о лицензировании размещены на сайте Инспекции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По результатам введения лицензирования в Российской Федерации Санкт‑Петербург отмечен Минстроем России, как один из лучших регионов. Такая высокая оценка была дана на итоговом селекторном совещании с регионами России Министром Михаилом Александровичем Менем, а также - в ходе ряда видеоконференций с государственными жилищными инспекциями России главным государственным жилищным инспектором России Андреем Владимировичем Чибисом.

В целях реализации требований законодательства по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, в таком субъекте Российской Федерации, как Санкт‑Петербург, постановлением Правительства Санкт‑Петербурга от 26.11.2014 №1067 создана Лицензионная комиссия Санкт‑Петербурга по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в составе 15 членов, которая работает и по настоящее время. Впервые к рассмотрению вопросов соответствия управляющей организации требованиям законодательства привлекаются общественные и саморегулируемые организации (5 членов), а также Депутаты Законодательного Собрания Санкт‑Петербурга (5 членов). Данный состав Лицензионной комиссии позволяет всесторонне и объективно рассматривать вопросы предоставления лицензии, отказа в предоставлении лицензии и иные вопросы которые относятся ее полномочиям.

Ознакомиться с информацией о персональном составе Лицензионной комиссии можно на официальном сайте органа государственного жилищного надзора.

В целях исключения принятия лицензионной комиссией незаконных решений, законодательством предусмотрена ответственность, за необоснованное решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. В соответствии со статьей 19.6_2 КоАП РФ., предусмотрен административный штраф, размер которого составляет от 50 до 100 тысяч руб.

Вся информация о работе лицензионной комиссии, в том числе решения принимаемые на заседаниях своевременно также размещаются на сайте Инспекции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Государственная жилищная инспекция Санкт‑Петербурга подчинена Правительству Санкт‑Петербурга и возглавляется начальником Инспекции - главным государственным жилищным инспектором Санкт‑Петербурга Владимиром Михайловичем Зябко с момента ее основания с июня 2003 года.

С января 2015 года Инспекция в полном объёме приступила к лицензированию управляющих организаций. Осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами возложено на Отдел лицензирования Инспекции (далее – Отдел лицензирования).

В целях открытости данных о работе ИОГВ сотрудники Отдела лицензирования принимают участие в совещаниях, семинарах и конференциях, на которых представляют отчеты по вопросам лицензирования и соблюдения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Одновременно специалисты Отдела лицензирования осуществляют консультативную работу соискателей лицензий и лицензиатов по вопросам предоставления государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами является государственной услугой. Результатом предоставления государственной услуги является:

  • предоставление лицензии;
  • отказ в предоставлении лицензии;
  • переоформление лицензии;
  • отказ в переоформлении лицензии;
  • прекращение действия лицензии;
  • предоставление дубликата лицензии;
  • предоставление копии лицензии;
  • предоставление сведений о конкретной лицензии в виде выписки из реестра лицензий.

Для оплаты государственной пошлины в Инспекцию обратилось 475 организации. Присвоено 470 уникальных идентификаторов начислений для оплаты госпошлины за оформление лицензии и 5 уникальных идентификаторов начислений за переоформление лицензии на общую сумму более 14 млн. рублей. По состоянию на сегодняшний день присвоено 493 уникальных идентификаторов начислений для оплаты госпошлины.

На первом этапе Инспекцией обеспечено проведение квалификационных экзаменов должностных лиц управляющих организаций и получение квалификационных аттестатов.

За 2015 год Инспекцией принято 1124 заявления должностных лиц о допуске к квалификационному экзамену, 54 должностным лицам в допуске было отказано в связи с нарушением порядка подачи или порядка оформления заявлений. Проведено 107 квалификационных экзаменов для 1 058 должностных лиц, из которых явились на экзамен 896, в среднем неявка на экзамен составляет 17,9 %. Сдали квалификационный экзамен 804 претендента, которым своевременно оформлялись и выдавались квалификационные аттестаты. Сведения о должностных лицах имеющих квалификационные аттестаты внесены в Реестр квалификационных аттестатов субъекта Российской Федерации Санкт‑Петербург. Проведение квалификационных экзаменов продолжается и в настоящее время.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса одним из лицензионных требований является, наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата, но при этом не указано конкретное должностное лицо, которое обязано иметь квалификационный аттестат, тем самым законом не утверждена прямая обязанность обладания руководителя организации квалификационным аттестатом. В связи с чем за получением квалификационного аттестата обращаются должностные лица лицензиата не входящие в число руководителей, такие как сторожа, техники, инженеры и экономисты. Кроме того до настоящего момента в Инспекции остались не полученные 58 оформленных квалификационных аттестатов, из них 51 оформлен 2015 году.

По указанным выше фактам Инспекция направила запрос в Минстрой России, по результатам рассмотрения которого Минстрой в своем письме от 24.02.2015 дал необходимые разъяснения, однако считаем, что остается необходимость внесение изменений в действующее законодательство по данному вопросу.

Так же аттестацию проходили и должностные лица Государственных казенных учреждений жилищных агентств Санкт‑Петербурга.

В марте-апреле 2015 года Инспекция приступила к проверкам соискателей лицензии, организована межведомственная рабочая группа, осуществляется межведомственное взаимодействие с органами государственной власти, в состав которой вошли представители администраций районов Санкт‑Петербурга. Ведется постоянное информирование населения о результатах лицензирования управляющих организаций через СМИ и на веб-странице Инспекции на официальном сайте Администрации Санкт‑Петербурга в сети Интернет.

По состоянию на 01.04.2015 года в Санкт‑Петербурге 11 управляющих организаций, в управлении которых находилось 48 многоквартирных домов, не обратились с заявлением о предоставлении лицензии. Администрациями районов в соответствии с требованиями жилищного законодательства инициированы общие собрания собственников помещений многоквартирных домов для принятия решений о выборе способа управления в доме. Во всех 48 многоквартирных домах по результатам проведённых общих собраний и проведенных открытых конкурсов, выбран способ управления.

Инспекцией в целях реализации постановления о лицензировании организована возможность подачи заявлений и комплектов документов посредством Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных услуг" и в электронной форме через портал «Государственные услуги в Санкт‑Петербурге». В целях реализации данных мероприятий произведено согласование технического задания по предоставлению государственной электронной услуги «Осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами». Подача заявлений в электронной форме в 2015 году не осуществлялась.

В 2015 году принято 434 заявления от соискателей о предоставлении лицензии на управление многоквартирными домами, из них 4 заявления на переоформление лицензии в связи с изменением юридического адреса и названия организации, а также 24 заявления подавались повторно после устранения нарушений лицензионных требований.

В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» от 08.09.2010 № 697 Инспекцией осуществляется межведомственное электронное взаимодействие со следующими организациями:

  • с Управлением Федерального казначейства по городу Санкт‑Петербургу с целью получения сведений о документе, подтверждающем уплату государственной пошлины;
  • с Управлением Федеральной налоговой службы по Санкт‑Петербургу с целью получения сведения о соискателе лицензии (лицензиате), содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей);
  • с Главным Управлением МВД России по Санкт‑Петербургу и Ленинградской области с целью получения сведений об отсутствии у заявителя неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

Межведомственное электронное взаимодействие с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с целью получения сведений о наличии (об отсутствии) информации о должностном лице соискателя лицензии в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, (а также об отсутствии в сводном федеральном реестре лицензий информации об аннулировании лицензии, ранее выданной соискателю лицензии), в связи с проводимыми Минстроем России организационно-техническими мероприятиями, направленными на формирование и обеспечение функционирования реестра дисквалифицированных лиц, в настоящее время не осуществляется. В соответствии с разъяснениями Минстроя получение Инспекцией информации о дисквалифицированных лицах осуществляется непосредственно из реестра дисквалифицированных лиц Федеральной налоговой службы.
В ближайшее время данный вид межведомственного взаимодействия посредством единой системы электронного межведомственного взаимодействия будет реализован.

Лицензионная комиссия Санкт‑Петербурга по результатам рассмотрения представленных Инспекцией лицензионных дел и материалов проверок соискателей лицензий приняла решение о предоставлении лицензии по 381 соискателю лицензии. За период рассмотрения было вынесено 31 отрицательное решение в предоставлении лицензии. Из которых 30 (96,8 %) отрицательных решений вынесено в связи с несоблюдением и не устранением выявленных нарушений соискателем лицензии требования к раскрытию информации, установленного частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и 1 (3,2 %) такое решение вынесено в связи с выявлением в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документах недостоверной информации.

Поступившие в декабре 18 заявлений были рассмотрены в 2016 году.

Соискатели лицензии, кому было отказано в предоставлении лицензии, с заявлениями об оспаривании решений Лицензионной комиссии Санкт‑Петербурга в суд не обращались.

В администрации районов Инспекцией постоянно и своевременно направлялась информация о соискателях, которым было отказано в выдаче лицензии, для проведения общих собраний собственников помещений и решения вопроса о выборе способа управления и управляющей организации. В управлении таких организаций находилось 1001 многоквартирный дом.

Одним из соискателей являлось Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 2 Василеостровского района» в управлении которой находилось 672 многоквартирных домов. Так 20.04.2015 в администрацию Василеостровского района Инспекцией было направлено уведомление о необходимости проведения мероприятий по выбору способа управления в многоквартирных домах. По результатам проведенного мониторинга управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами на территории Василеостровского района, администрацией Василеостровского района собственникам помещений домов были предложены на выбор 5 управляющие организации - ООО «УК МИР», ООО «Стилес», ООО «УК Возрождение», ЗАО «Сити-Сервис», ООО «Жилкомсервис № 1 Василеостровского района». Общие собрания собственников помещений в МКД организованы в соответствие с утвержденным графиком. По результатам в многоквартирных  домах, выбраны ООО «УК Возрождение» - 354 домов, ООО «УК МИР» - 288 домов, ООО «Жилкомсервис № 1 Василеостровского района» - 2 дома, ЗАО «Сити-Сервис» - 1 дом, ЗАО «Тучков мост» - 1 дом, в 14 многоквартирных домах изменён способ управления на товарищество, по оставшимся 12 домам администрацией района проведен открытый конкурс по выбору управляющих компаний.

В сентябре 2015 года администрациями районов Санкт‑Петербурга завершены мероприятия по выбору способа управления во всех 1001 МКД. Для решения вопроса о выборе способа управления собственниками по 780 многоквартирным домам были приняты решения на общих собраниях, по 221 многоквартирному дому решения были приняты по результатам проведения открытых конкурсов.

В соответствии с требованиями действующего законодательства Инспекцией обеспечивается своевременное и достоверное ведение Реестра лицензий субъекта Российской Федерации Санкт‑Петербург на сайте Инспекции и предоставление необходимой информации в Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства для ведения Сводного федерального реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

С мая 2015 года ведение реестра лицензий субъекта Российской Федерации, Инспекцией осуществляется в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ), в порядке и сроки, установленные Федеральным законом.

При ведении Реестра лицензий Санкт‑Петербурга в системе ГИС ЖКХ не редко Инспекция сталкивается с тем, что в системе ГИС ЖКХ сведения об некоторых юридических лицах, а также многоквартирных домах отсутствуют в связи, с чем не представляется возможным своевременно размещать необходимую информацию в указанном информационном ресурсе. В целях внесения всей необходимой информации в систему ГИС ЖКХ, Инспекцией организовано взаимодействие с сервисом службы поддержки ГИС ЖКХ, а также взаимодействие со специалистами оператора посредством мобильной связи.

По состоянию на 31.12.2015 в реестре содержались сведения по 381 лицензиату, в том числе по 96 лицензиатам у  которых отсутствовали в управлении многоквартирные дома.

На сегодняшний день в реестре лицензий содержаться сведения по 409 лицензиатам, в том числе сведения по 284 лицензиатам в управлении которых находятся 18 639 многоквартирных домов, общей площадью более 96 868006,36 кв.м.

С 1 мая 2015 года Инспекцией организован лицензионный контроль деятельности организаций-лицензиатов, осуществляющих управление многоквартирными домами по договорам управления. Новый вид контроля значительно увеличивает ответственность лицензиатов за неисполнение обязанностей по управлению, содержанию и ремонту жилищного фонда.

Проведение контрольных мероприятий за соблюдением лицензиатами лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возложено на Отделы контроля и надзора Инспекции, Отдел плановых проверок и технической экспертизы Инспекции и Отдел лицензирования Инспекции, в части соблюдения лицензионных требований предусмотренных пунктами 1-6 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса.

В 2015 году общее количество проведенных проверок соискателей лицензий и лицензиатов составило 6204, в том числе: по соблюдению лицензионных требований 6039, из них выездных проверок, проведенных в связи с рассмотрением заявлений о предоставлении (переоформлении) лицензий составило 165 проверок.

Так по поступившим в Инспекцию заявлениям граждан в рамках лицензионного контроля по результатам проведенных проверок возбуждено 1181 дело об административных правонарушениях, из них привлечено к административной ответственности 361 должностное лицо и 820 юридических лиц. Выдано 1426 предписаний на устранение нарушений, контроль за которыми осуществляется в плановом порядке.

По результатам проведенных проверок соблюдения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами основными нарушениями являлись нарушения требований предусмотренных Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731, Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, а также Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170.

С введением Лицензирования повышаются меры административной ответственности за установленные нарушения в процессе управления, так в за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, добавлена статья 14.1_3, а также статья 19.5 часть 24 за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, что также повышает ответственность управляющих организаций и более внимательное отношение к предоставлению качественных жилищных услуг.

Учитывая, что административные штрафы не маленькие, можно предположить, что возрастет и степень ответственности самой управляющей организации при выполнении взятых на себя обязательств.

Для управляющих организаций важно не только наличие лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, но очень важно, управляя многоквартирным домом, такую лицензию не потерять.

Так, законодательством предусмотрено, что при наличии у лицензиата или у должностного лица лицензиата в течение календарного года двух или более административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органами государственного жилищного надзора, в отношении многоквартирного дома, такой дом может быть исключен из реестра лицензий субъекта Российской Федерации. В то же время окончательный выбор, независимо от решения Лицензионной комиссии, остаётся за собственниками помещений, которые могут принять решение о сохранении договора с любым лицензиатом.

Так в отношении ООО «Жилкомсервис № 1 Колпинского района», осуществляющего управление многоквартирными домами по адресам: Санкт‑Петербург, пос. Петро-Славянка, ул. Клубная, д.1, корп.3, г. Колпино, ул. Володарского, д.15, г. Колпино, ул. Межевая, д.23, судом повторно вынесены постановления о назначении административного наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания Инспекции об устранении выявленных нарушений.

В соответствии с требованиями Порядка информирования в администрацию Колпинского района Инспекцией направлены извещения о наличии обстоятельств, влекущих исключение сведений о многоквартирных домах из реестра лицензии Санкт‑Петербурга.

Установленные сроки администрация Колпинского района проинформировала собственников помещений об их праве в течение 2 месяцев принять решение о продолжении управления их домом той организацией, которая ранее обслуживала их дом.

В настоящее время по двум многоквартирным домам собственниками помещений приняты решения о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению, решение по одному многоквартирному дому остается на контроле в Инспекции.

При исключении из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в течение календарного года сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат, лицензионной комиссией рассматривается вопрос об обращении в суд с иском об аннулировании лицензии.

Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии.

В 2015 году случаев аннулирования лицензии на территории Санкт‑Петербурга не было.

Некоторые сложности вызывает своевременность и правомерность внесения изменений в региональный и федеральный Реестры лицензий. В настоящее время Минстроем России не завершены разработка и утверждение порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации. В Инспекцию поступают обращения от управляющих организаций с приложением документов, предусмотренных статьей  198 Жилищного кодекса, но при этом отсутствует информация от другой управляющей компании, ранее осуществлявшей управление этим домом или не подтверждается достоверность выбора новой УК администрацией района (органом МСУ).

Чтобы избежать вовлечения органов власти во внесудебные споры и не установленные Жилищным кодексом проверки, внесение изменений в Реестры лицензий при наличии спорных ситуаций по управлению многоквартирным домом не осуществляется до решения этого вопроса.

Так например в период проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах которые находились в управлении у Общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 2 Василеостровского района», одновременно проводились общие собрания где на управление этими многоквартирными домами претендовала управляющая организация ЗАО «Жилкомсервис «Василеостровец». Вопрос о внесении в реестр лицензий ЗАО «Жилкомсервис «Василеостровец» сведений о многоквартирных домах указанных выше рассматривался в Арбитражном суде города Санкт‑Петербурга и Ленинградской области, в Тринадцатом арбитражном апелляционном суде и в Арбитражном суде Северо-Западного округа.

В удовлетворении заявления ЗАО «Жилкомсервис «Василеостровец» отказано, решением Арбитражного суда города Санкт‑Петербурга и Ленинградской области, Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда и Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа.

Ввиду отсутствия утвержденного порядка по внесению изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, а также наличие сложных ситуаций, которые не урегулированы нормативными правовыми актами, но требующие принятия оперативного решения в сжатые сроки, которые регламентированы действующим законодательством Инспекцией в июне 2015 года был направлен в Минстрой России запрос для разъяснения ряда вопросов.

В августе 2015 года Минстроем России направлены разъяснения по отдельным вопросам, возникающим в связи с реализацией законодательства Российской Федерации о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В 2015 году на рассмотрение в Инспекцию поступило 242 заявления о внесении изменений в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом. По результатам рассмотрения издано 173 распоряжений Инспекции «О внесении сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий управляющих организаций Санкт‑Петербурга».

По информации Минстроя России в ближайшее время порядок будет утвержден, уверены, что при его разработке были учтены все проблемные ситуации, (судебные разбирательства по решениям собственников помещений в многоквартирных домах по выбору управляющей организации или смене способа управления, пресечение возможности фальсификации недобросовестными управляющими организациями, собственниками помещений в многоквартирных домах решений по выбору той или иной управляющей организации и т.д).

Одной из основных задач Государственной жилищной инспекции Санкт‑Петербурга является обеспечение прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, но и горожане не должны оставаться в стороне и проявлять более активное участие в управлении своим многоквартирным домом, а также в предоставлении им качественных жилищных услуг.

Таким образом, при введении лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами создаётся механизм, который не позволит осуществлять это управление недобросовестным управляющим организациям, тем самым повышая конкуренцию между управляющими организациями. Эта система также позволяет повышать качество предоставляемых жителям многоквартирных домов услуг, относиться к управлению более ответственно и также учитывать мнение жителей которым предоставляются те или иные услуги.

В целях повышения эффективности деятельности по управлению многоквартирными домами и создание условий для улучшения качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг населению необходимо сохранить, усовершенствовать и рационализировать режим лицензирования деятельности при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Дата публикации:
Поделиться