Собственник имущества на основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Это требование закона обязательно как для граждан – собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, так и для государственного жилищного фонда. Реализуя указанные обязанности, собственники помещений в многоквартирных домах выбирают способ управления многоквартирным домом, управляющую организацию и осуществляют контроль за исполнением последней условий договора управления.
Администрации районов Санкт‑Петербурга и их подведомственные учреждения – районные жилищные агентства выступают представителями Санкт‑Петербурга как собственника жилых помещений в многоквартирном доме, в том числе заключают договоры социального или коммерческого найма, договоры управления с управляющими организациями.
В соответствии с положениями статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, и обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
Действуя в соответствии со своим уставом и условиями заключенных договоров социального найма и договоров управления, районные жилищные агентства в Санкт‑Петербурге, осуществляют контроль качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг; требуют в претензионном порядке от уполномоченного лица проведения перерасчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Таким образом, первоочередной контроль качества жилищно-коммунальных услуг в многоквартирных домах, в которых расположены помещения государственного жилищного фонда Санкт‑Петербурга, осуществляется районными жилищными агентствами как представителями собственника жилых помещений – Санкт‑Петербурга.
Если управляющая организация не выполняет в таких домах условия договора управления, предоставляет некачественные услуги, не осуществляет перерасчет платы за некачественные услуги, она несет ответственность, предусмотренную договором управления, и административную ответственность, установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Отсутствие контроля за исполнением договора управления государственного жилищного фонда со стороны представителя собственника - наймодателя – районного жилищного агентства создает предпосылки для ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, препятствует своевременному выявлению их со стороны контрольных (надзорных) органов, приводит к нарушению прав граждан.
Государственная жилищная инспекция Санкт‑Петербурга (далее – Инспекция) в ходе рассмотрения дел об административных правонарушениях в пределах своей компетенции вправе установить причины и условия, способствующие их совершению.
Принимая во внимание изложенное, в случае выявления фактов отсутствия надлежащего контроля со стороны наймодателя, способствовавших совершению управляющей организацией административного правонарушения, Инспекцией вносится соответствующее представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Ответственность за непринятие мер по исполнению указанного представления установлена ст. 19.6 КоАП РФ.
В связи с многочисленными жалобами жителей и непринятием мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, Инспекцией составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица СПб ГКУ «Жилищное агентство Кировского района».
По результатам рассмотрения материалов дела мировым судьей вынесено постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности и назначении ему административного штрафа.