Информация о реализации мероприятий по профилактике правонарушений и профилактике нарушений обязательных требований в области ветеринарии в Санкт‑Петербурге в соответствии с компетенцией Управления ветеринарии Санкт‑Петербурга в 2019 году

В компетенцию Управления ветеринарии Санкт‑Петербурга входит профилактика (предупреждение) правонарушений в сферах ветеринарии, в том числе в сфере обеспечения безопасности пищевой продукции животного происхождения. Данное полномочие реализовалось при осуществлении мероприятий по региональному государственному ветеринарному надзору, применении мер административной ответственности за выявленные правонарушения, рассмотрении обращений граждан
и проведении правового просвещения и правового информирования.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» одной из целей мероприятий по государственному контролю (надзору) является предупреждение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к задачам законодательства об административных правонарушениях относится предупреждение административных правонарушений. Частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Управлением ветеринарии Санкт‑Петербурга за 2019 год:

1. Проведена 1281 проверка (32 плановых и 1249 внеплановых) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при этом проверено 1537 объектов, на которых осуществлялась подконтрольная деятельность (51 - при плановых и 1486 - при внеплановых проверках); в результате проверок выявлены нарушения обязательных требований в области ветеринарии у 74 проверенных лиц (13 – при плановых проверках, 61 – при внеплановых проверках), выдано 40 предписаний об устранении выявленных нарушений, в 40 случаях отказано в выдаче разрешения главного государственного ветеринарного инспектора Санкт‑Петербурга на подконтрольную деятельность; составлено 67 протоколов об административных правонарушениях; должностными лицами Управления рассмотрены материалы по 66 делам об административных правонарушениях (в том числе возбужденным в 2018 году); вынесено 66 постановлений о привлечении к административной ответственности 27 юридических лиц, 34 должностных лиц и 5 индивидуальных предпринимателей, которым назначены административные наказания в виде административного штрафа на общую сумму 1 191 000 рублей, из которых оплачено штрафов на сумму 975 000 рублей;
возбуждено 154 дела об административных правонарушениях, на основании сообщений, поступивших от граждан, юридических лиц и органов государственной власти, содержащих сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения; вынесено 161 постановление о привлечении к административной ответственности
77 юридических лиц, 54 должностных лиц и 30 индивидуальных предпринимателей, которым назначены административные наказания в виде административного штрафа на общую сумму 3 474 000 рублей, из которых оплачено штрафов на сумму 1 833 000 рублей;
в ходе проведения проверок и производства по делам об административных правонарушениях выявлено, изолировано и арестовано 3 234 кг продукции животного происхождения, признанной некачественной и опасной; уничтожено 3 029 кг некачественной и опасной пищевой продукции, в том числе находившейся на хранении с 2018 года.

Результаты проверок не обжаловались и не отменялись.

2. В качестве мер по профилактике нарушения обязательных требований приказом Управления ветеринарии Санкт‑Петербурга от 28.12.2018 № 42 утверждена Программа профилактики нарушения обязательных требований в области ветеринарии, безопасности пищевых продуктов животного происхождения, технического регулирования на 2019 год (далее – Программа профилактики), выдано 44 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, на веб-странице Управления на официальном сайте Администрации Санкт‑Петербурга актуализируется информация о нормативных правовых актах, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Управлением при проведении мероприятий по региональному государственному ветеринарному надзору, и размещены разъяснения по вопросам соблюдения обязательных требований.

Подробная информация о выполнении Программы профилактики размещена веб-странице Управления на официальном сайте Администрации Санкт‑Петербурга в составе материалов «Профилактика нарушений обязательных требований» подраздела «Информационные материалы и профилактика обязательных требований» раздела «Контрольно-надзорная деятельность».

3. Профилактическое воздействие на граждан осуществлялось в форме правового просвещения и правового информирования в целях повышения уровня правовой грамотности и развития правосознания граждан, для чего проведены 8 занятий в школах Красногвардейского района Санкт‑Петербурга по темам: «Ветеринария. Выбор профессии», «Животные на службе в армии», «Ответственное обращение с животными», «Эти забавные животные», а также при рассмотрении обращений граждан проводились разъяснительные беседы со всеми владельцами животных, на которых жаловались соседи.

4. Выводы: в свете реформы контрольно-надзорной деятельности и «надзорных каникул» для субъектов малого предпринимательства оценивать эффективность реализации мероприятий по профилактике правонарушений при осуществлении регионального государственного ветеринарного надзора по используемой ранее методике невозможно.

Сравнительный анализ за прошлые годы показывает, что наибольшее количество нарушений обязательных требований в области ветеринарии и безопасности пищевых продуктов животного происхождения выявлялось в организациях розничной торговли. Там же чаще всего обнаруживалась некачественная и опасная пищевая продукция. Принимая во внимание, что данную деятельность осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, до 90% которых относится к субъектам малого предпринимательства и не включается в план проверок, можно сказать о низкой эффективности предупреждения нарушений в сфере качества и безопасности пищевых продуктов в целом.

В то же время, анализ информации, содержащейся в информационной системе «Меркурий» (далее – ИС «Меркурий»), позволил выявить значительное число нарушений, допущенных предпринимателями при оформлении на продуты животного происхождения ветеринарных сопроводительных документов (далее - ВСД) в электронной форме с использованием данной системы. Но сделать однозначный вывод о положительном влиянии перехода при оформлении ВСД с бумажного носителя на электронную форму невозможно, вследствие недостатков ИС «Меркурий», которые не только создают условия, но и провоцируют предпринимателей на нарушение требований законодательства, особенно после отказа от подтверждения безопасности продукции ветеринарными специалистами государственной ветеринарной службы и самостоятельного оформления ВСД путем внесения недокументированной информации в ИС «Меркурий».

 

 

 

 

Дата изменения: 26 сентября 2022