Разъяснение о соблюдении обязательных требований при оформлении ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме на пищевую продукцию животного происхождения, признанную некачественной и опасной

Вопрос: Могут ли уполномоченные лица юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и оборот пищевой продукции животного происхождения, самостоятельно оформлять в электронной форме ветеринарные сопроводительные документы (далее - ВСД) «на образующиеся отходы пищевой продукции в процессе её транспортировки, хранения и реализации, с целью предназначения и направления на уничтожение / утилизацию / захоронение», в том числе на продукцию с истекшими сроками годности при отправке её в корм животным или для переработки на корма для животных?

Ответ:

1. Определимся с основными понятиями, установленными законодательством Евразийского экономического союза и Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.12.2011 № 880 (далее - ТР ТС 021/2011*), пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на неё распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза.
Аналогичная норма содержится в части 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее – Закон № 29-ФЗ), в которой указано, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, не имеют установленных сроков годности или сроки годности которых истекли, не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
*Технический регламент ТР ТС 021/2011 относится к актам законодательства Евразийского экономического союза: согласно пункту 1 статьи 99 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014), вступившего в силу с 01.01.2015, международные договоры государств-членов, заключенные в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, действующие на дату вступления в силу данного Договора, входят в право Союза в качестве международных договоров в рамках Союза и применяются в части, не противоречащей Договору. 

В соответствии со статьей 4 ТР ТС 021/2011 под выпуском в обращение пищевой продукции в данном техническом регламенте понимается купля-продажа и иные способы передачи пищевой продукции на таможенной территории Таможенного союза, начиная с изготовителя или импортера, а согласно статье 1 Закона № 29-ФЗ под оборотом пищевых продуктов понимается купля-продажа и иные способы передачи пищевых продуктов, их хранение и перевозка.
В соответствии со статьёй 4 ТР ТС 021/2011 утилизация пищевой продукции означает использование не соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза пищевой продукции в целях, отличных от целей, для которых пищевая продукция предназначена и в которых обычно используется, либо приведение не соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза пищевой продукции в состояние, не пригодное для любого её использования и применения, а также исключающее неблагоприятное воздействие её на человека, животных и окружающую среду.
В статье 1 Закона № 29-ФЗ указано, что утилизацией пищевых продуктов является использование некачественных и опасных пищевых продуктов в целях, отличных от целей, для которых пищевые продукты предназначены и в которых обычно используются.
Вывод 1: перемещение, направление и иные способы передачи пищевых продуктов входят в понятия «оборот» или «обращение», а использование пищевых продуктов в корм животным является одним из способов их утилизации.

2. Статьей 18 ТР ТС 021/2011 установлены следующие требования к процессам утилизации пищевой продукции.

Утилизации подлежит пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Решение о возможности использования пищевой продукции, не соответствующей требованиям указанного технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, на корм животным принимается уполномоченными органами государственного ветеринарного надзора или иными уполномоченными лицами в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза в области ветеринарии.
Пищевая продукция, указанная в части 4 статьи 5 ТР ТС 021/2011 (абзац 2 пункта 1 настоящего разъяснения), до проведения её утилизации должна направляться на хранение, условия осуществления которого исключают возможность несанкционированного доступа к ней, и подлежит учету.
Аналогичные требования к процедуре утилизации некачественной и опасной пищевой продукции содержатся в Законе № 29-ФЗ: в части 1 статьи 24 Закона № 29-ФЗ сказано, что некачественные и опасные пищевые продукты подлежат изъятию из оборота, а в статье 25 Закона № 29-ФЗ установлены следующие требования к проведению экспертизы, к утилизации или уничтожению некачественных и опасных пищевых продуктов, изъятых из оборота:
- Некачественные и опасные пищевые продукты, изъятые из оборота, подлежат соответствующей экспертизе (санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, товароведческой и другой), проводимой органами государственного надзора в соответствии со своей компетенцией, в целях определения возможности утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов.
- Пищевые продукты, владелец которых не может подтвердить их происхождение, которые имеют явные признаки недоброкачественности и представляют в связи с этим непосредственную угрозу жизни и здоровью человека, подлежат утилизации или уничтожению без проведения экспертизы. До утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов их владелец в присутствии представителя органа государственного надзора обязан изменить свойства таких пищевых продуктов любым доступным и надежным способом, исключающим возможность их дальнейшего использования по назначению.
- Некачественные и опасные пищевые продукты на срок, необходимый для проведения их экспертизы, утилизации или уничтожения, направляются на временное хранение, условия осуществления которого исключают возможность доступа к таким пищевым продуктам.
- Находящиеся на временном хранении некачественные и опасные пищевые продукты подлежат строгому учету. Ответственность за сохранность таких пищевых продуктов несёт их владелец.
- На основании результатов экспертизы некачественных и опасных пищевых продуктов соответствующий орган государственного надзора принимает постановление об их утилизации или уничтожении.
- Владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов осуществляет выбор способов и условий их утилизации или уничтожения в соответствии с требованиями нормативных либо технических документов и согласовывает с органом государственного надзора, вынесшим постановление об утилизации или уничтожении таких пищевых продуктов способы и условия их утилизации или уничтожения.
- Возможность использования некачественных и (или) опасных пищевых продуктов в качестве корма животных согласовывается с органами, уполномоченными на осуществление государственного ветеринарного надзора.
Вывод 2 : направление пищевой продукции, являющейся некачественной и опасной согласно Закону № 29-ФЗ или ТР ТС 021/2011 (далее - Продукция), в корм животным или для переработки на корма для животных возможно только после осуществления владельцем Продукции в местах образования Продукции всех указанных выше процедур.

В Санкт‑Петербурге возможность использования Продукции в корм животным согласовывается с Управлением ветеринарии Санкт‑Петербурга (далее - Управление) после проведения экспертизы той части Продукции, которую предполагается утилизировать.
Управление не усматривает необходимости в проведении экспертизы при направлении Продукции на уничтожение путем сжигания до неорганического остатка в инсинераторных или кремационных установках.
Однако для принятия Управлением решения о возможности направления Продукции в корм животным или для использования (утилизации) иными способами проведение экспертизы обязательно.

3. При определении наличия или отсутствия прав уполномоченных лиц организаций, являющихся участниками производства и оборота подконтрольных товаров (далее – уполномоченные лица), на оформление ВСД необходимо исходить из совокупности требований Перечня продукции животного происхождения, на которую уполномоченные лица организаций, являющихся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, могут оформлять ветеринарные сопроводительные документы, утвержденного приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 № 646 (далее – Перечень № 646).
Перечень № 646 (в редакции приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.06.2018 № 249) изложен в форме таблицы, содержащей три колонки:
колонка 1 «Группа товара/коды ТН ВЭД товара/наименование товара»,
колонка 2 «Предназначение и направление»,
колонка 3 «Примечания».
Совокупность информации во всех трех колонках имеет юридическое значение для оценки возможности оформления ВСД уполномоченными лицами.
Вывод 3: уполномоченные лица оформляют ВСД на товары из Перечня № 646, упакованные в потребительскую или транспортную упаковку и направляемые в целях, для которых они предназначены. В отношении разных групп товаров, указанных в колонке 1, установлен разный набор видов предназначения и направления, указанный в колонке 2.

4. В отношении Продукции, входящей во все группы подконтрольных товаров, указанных в колонке 1, могут применяться следующие положения, содержащиеся в колонке 2:
4.1. «Предназначенные для уничтожения, захоронения, обезвреживания и направляемые на предприятия, производящие уничтожение, захоронение и обезвреживание отходов производства и потребления, или предприятия, которые осуществляют сбор и временное хранение товаров с целью последующего их направления на уничтожение, захоронение, обезвреживание».
В данном положении отсутствует предназначение "для утилизации" и направление "на утилизацию, в том числе использования в корм животным или для переработки на корма для животных".
Вывод 4.1: по этому положению уполномоченные лица оформляют ВСД на пищевую продукцию, признанную её владельцем некачественной и опасной в соответствии с Законом № 29-ФЗ или ТР ТС 021/2011, упакованную в потребительскую или транспортную упаковку и направляемую на уничтожение (при соблюдении условий, указанных в данном положении колонки 2).

4.2. «Предназначенные для промышленной переработки и направляемые на предприятия, использующие отходы производства и потребления для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, исключая повторное применение отходов производства и потребления по прямому назначению (рециклинг), и их возврат в производство после соответствующей переработки, или предприятия, которые осуществляют сбор и временное хранение с целью последующего их направления на промышленную переработку».
В данном положении говорится о предназначении товара из колонки 1 для переработки в качестве отхода производства и потребления.
Вывод 4.2: по этому положению уполномоченные лица оформляют ВСД на пищевую продукцию, которая при потере потребительских свойств учитывается её владельцем как отходы производства и потребления, упакованную в потребительскую или транспортную упаковку и направляемую на переработку (при соблюдении условий, указанных в данном положении колонки 2).
В этом случае юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся владелцем отходов, должны выполнять требования Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (внесение продукции в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), так как большинство пищевых продуктов в него не включено; составление и утверждение паспорта на отходы I – IV класса опасности, так как пищевая продукция, включенная в ФККО, в большинстве случаев относится к IV классу опасности, а также совершение иных действий, предписанных законодательством в сфере обращения с отходами производства и потребления, надзор за соблюдением которого осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования).

5. В отношении Продукции, входящей в группы 04 и 15 колонки 1, могут также применяться следующие положения, содержащиеся в колонке 2:
«Предназначенные в корм животным и направляемые для реализации в корм животным»,
«Предназначенные для переработки с целью получения продукции, предназначенной в корм животным, и направляемые для переработки с целью получения продукции, предназначенной в корм животным».
В пунктах 1 и 2 настоящего разъяснения указан порядок, в котором пищевая продукция, являющаяся некачественной и опасной, может быть использована в качестве корма для животных.
Вывод 5: по этим положениям уполномоченные лица оформляют ВСД на некачественную и опасную пищевую продукцию, по результатам экспертизы которой Управлением принято решение о возможности использования её в корм животным или для переработки с целью получения продукции, предназначенной в корм животным, упакованную в потребительскую или транспортную упаковку и направляемую в согласованную с Управлением организацию.

Дата изменения: 25 октября 2018