Экскурсия для старшего поколения

7 мая 2024

Для посетителей социально-досугового отделения Комплексного центра социального обслуживания населения Центрального района состоялась прогулка-квест на тему «Рим в Петербурге». Маршрут прогулки разработала и экскурсию провела специалист Надежда Коблова.

«Классицизм вошел в наш город под аркой Главного Штаба и вышел из-под арки Сената и Синода» - так иногда говорят об истории развития этого стиля в архитектуре Петербурга. Мы по ходу прогулки-квеста попытались выяснить, какие архитектурные конструкции и детали оформления зданий пришли в Россию из архитектуры Вечного города.

Мы начали свой путь от арки Главного Штаба, обильно украшенной военными трофеями, проставляющими русское оружие и его победу над Наполеоном. И первый вопрос, на который следовало найти ответ: откуда появилось именно такое сооружение и для чего оно предназначалось. Слушатели узнали, что значит слово «трофей» - в переводе с греческого оно означает «обратить противника в бегство».  Военная победа в древности отмечалась установкой трофея на месте сражения. Вот что об этом пишет Вергилий в поэме «Энеида» - «Холм насыпав и дуб от ветвей очистив огромный, он воздвигает трофей в честь тебя, Владыка сражений, и одевает его с Мезенция снятым оружьем. В брызгах кровавой росы косматый шлем и обломки копий вешает он и тяжелый панцирь, пробитый в дюжине мест; а слева к стволу он прочно приладил щит из меди и меч в ножнах из кости слоновой». Из такого временного памятника военной победе в дальнейшем и родилась триумфальная арка – своего рода храм, проходя сквозь который воины очищались от греха убийства и прославлялись победители. Несколько подобных сооружений существует в Риме, есть они и в Петербурге. Это Московские и Нарвские ворота и несколько встроенных арок в архитектурные ансамбли.

Еще одно сооружение, пришедшее к нам из Древнего Рима и призванное прославлять великие исторические события и личности – это колонна. Колонна в центре площади собирает вокруг себя пространство и является выразителем основной идеи своего создателя. В нашем случае Александрийская колонна служит прославлению славных деяний императора Александра I, побед российского воинства над Наполеоном. Разве могла она быть равной или ниже Вандомской колонны в Париже – памятника Наполеону – завоевателю Египта? Конечно, нет! Она значительно выше и этой колонны, и колонны Траяна в Риме, но выполняет ту же роль прославления величия и организации пространства.

Если архитектура эпохи барокко создавала поистине драгоценные камни – дворцы, то классицизм формировал ансамбли. Посмотрим на Дворцовую площадь с этой точки зрения и несомненно увидим великолепное кольцо – здание Главного Штаба  - и драгоценный изумруд – Зимний дворец. Разные стили не противоречат друг другу, а создают гармоничное единое целое, которое поддерживает и архитектура Адмиралтейства.

Это наш следующий пункт прогулки и следующий вопрос. Как прочитать всю многообразную скульптуру, украшающую фасады здания? Вспоминаем историю Греции и  Рима и видим здесь великих полководцев Александра Македонского, Ахилла, Аякса, Пирра, морских нимф и, конечно, бога Нептуна, зажавшего в могучей руке трезубец петербургских улиц – основу градостроительного плана центральной части города, которая, кстати, также имеет свой прообраз в Риме – это площадь дель Пополо.

А далее мы отыскали сторожевых львов, чьи старшие братья живут в коллекции музея Ватикана и на Лоджии деи Ланцы во Флоренции, вспомнили историю братьев Диоскуров, узнали о том, что значит действовать «под эгидой», и где в Риме можно было найти «теплое» местечко.

У арки, соединяющей здания Сената и Синода – эти последние произведения великого Карла Росси – мы простились с высоким классицизмом и поклонились памяти  основателя нашего прекрасного города у Медного всадника. Как оказалось, в Петербурге есть много мест, которые заставляют нас вспомнить о Риме и ощутить себя наследниками классической культуры.

Поделиться