Интервью с художником Михаилом Бычковым

13 июня 2024

C 6 по 25 июня 2024 в библиотеке Кировских островов проходит выставка «Михаил Бычков. Иллюстрации к Пушкину. Лукоморье и Медный всадник».

Михаил Бычков — один из самых ярких отечественных иллюстраторов, обладатель многочисленных российских и международных наград. Произведения художника хранятся как в российских музеях и частных собраниях, так и в зарубежных коллекциях.

Сотрудники библиотеки Кировских островов поговорили с Михаилом Абрамовичем о выставке, иллюстрировании книг, интересных открытиях во время подготовки к работе и важности детских книг.

Как проходит процесс создания иллюстрации? В какой технике вы работаете?

В своей жизни я менял технику три-четыре раза. Я начинал рисовать пером, тушью и акварельной подсветкой – в такой технике нарисованы «Три толстяка» Олеши. Потом я рисовал пером с цветными карандашами и с добавлением угольного карандаша. Сказки Перро рисовал просто цветными карандашами. Дальше были иллюстрации к Астрид Линдгрен, они нарисованы пером и цветными карандашами.

Начиная с «Алых парусов» А. Грина (1988 год) я перешел на живописную технику – стал работать темперой с акварелью и тушью. Темпера дает возможность работать «корпусно», объемными мазками. «Алые паруса» вышли через двенадцать лет после того, как я начал их иллюстрировать. Скоро их переиздадут. Я до сих пор работаю в технике, которую начал использовать в «Алых Парусах», но она у меня все время немножко меняется. Потому что для меня очень важен текст. Если я вижу, что текст требует другого подхода, то я начинаю что-то менять в живописной технике.

Последняя завершенная мною работа – роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», она длилась примерно восемь месяцев. Эта серия иллюстраций смотрится как черно-белая, но на самом деле там есть тонкие цветовые нюансы, однако в основе та же техника – темпера и акварель. Книга выйдет в июле.

Вы внимательны к деталям и перед созданием иллюстраций много готовитесь, изучаете быт, эпоху. Какими источниками вы пользуетесь? Что вам помогает?

У меня есть такая черта, мне ужасно интересно узнавать что-то новое: это любимый этап работы, он меня наполняет и обогащает. Каждая книга — погружение в новый мир и изучение того, чего я не знаю. Так, перед созданием иллюстраций к «Медному всаднику» я изучал Петербург 1824 года. Это не тот город, который мы знаем. Поэтому невозможно просто сесть рисовать, без изучения Петербурга XIX века.

В работе над иллюстрациями к рассказам О`Генри мне очень помог подаренный когда-то другом толстенный репринт американского каталога торгового дома 1902 года. О`Генри создал все свои рассказы с 1900 по 1910 гг., и об Америке того времени мы очень мало знаем. В каталоге торгового дома я нашел всевозможные предметы быта, мебели, костюмы, шляпки, коляски, оружие. Конечно, в каталоге были указаны цены товаров, поэтому, когда я рисовал модную актрису, я рисовал ей шляпку за 40 долларов, а для скромной я находил шляпку за 40 центов. Если бы у меня не было этого каталога, проиллюстрировать так книгу было бы невозможно.

Какие-то интересные открытия были во время изучения?

Постоянно, мне даже сложно перечислить. Это мундир Петра Первого, благодаря его изучению, иллюстрации передают ощущение реальности.

Поразили пейзажи Петербурга 1724 года. Огромные пространства еще не застроенного города. Медный всадник в белые ночи, а вокруг него никаких строений.

Но это, если говорить о поэзии или прозе, в которых есть какая-то реальная основа. А как же быть со сказками? Например, Лукоморье. Пушкин настаивал, что Лукоморье, это его сказочное пространство, его сказочный мир. И здесь он отходит от русских сказок и мифов. «Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей…» - мне было интересно выяснить и понять, почему она без окон, без дверей? Как изображалась Баба Яга в славянских мифах и какая она у Пушкина? Все это относится к таким открытиям и, изучив эти вопросы, я понимаю, что я рисую.

А с «Медным всадником» что было самое трудное, самое интересное?

С «Медным всадником» самое сложное – это сам Пушкин. Когда начинаешь анализировать произведение, выясняется, что это очень многослойная вещь. Возникает много вопросов, например, на какой балкон вышел Александр Первый во время наводнения, и откуда медные шапки на Марсовом поле. Я начал изучать и узнал, что Александр Первый подписал указ о том, за Павловским гренадерским полком сохраняется право носить медные каски. Одна фраза. А сколько за ней всего…

Вы сами выбираете, какие книги будете иллюстрировать. Какой должна быть книгой, чтобы заинтересовать вас?

Для меня очень важно, чтобы книга была эмоциональной. И, конечно, это должен быть прекрасный русский язык. Поэтому я иллюстрировал Пушкина. Также неслучайно взялся работать с «Серебряным копытцем» и книгой Ивана Сурикова «Детство. Вот моя деревня…». Именно в таких книгах звучит прекрасный, чистый, настоящий язык.

Расскажите о работе над книгой «Будь как Петр».

Книга «Будь как Петр» - это тот редкий случай, когда я взялся за заказ. Автор книги - Елена Яковлевна Кальницкая, она была генеральным директором Государственного музея-заповедника «Петергоф». Она задумала необыкновенную книгу о Петре I, это не история первого русского императора – таких книг много. Книга рассказывает о лучших качествах Петра, позволивших стать ему успешным, великим человеком. Книга «Будь как Петр» вдохновляет детей и подростков следовать лучшим жизненным правилам Петра I.

Иллюстрировать книгу было невероятно сложно. Ведь в нее должны были войти реальные экспонаты из собрания музея «Петергоф». Я придумал сделать сложный иллюстративный ряд, в котором иллюстрации переплетаются с музейными экспонатами. Для каждого качества Петра я придумал свой сюжет и иллюстрацию, которая его раскрывает. В книге-альбоме есть несколько иллюстраций из «Медного всадника».

В чем особенность работы над иллюстрированием детских книг?

Иллюстрации для детской книги – это особая история, здесь нельзя халтурить. Дети должны быть окружены вниманием семьи, добром, хорошей библиотекой. Ведь если в детстве заложены правильные ценности, то и в дальнейшей жизни человек выберет верное направление. Именно в этом я вижу важность детских книг, в том числе и иллюстраций.

 

Поделиться